wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Задачи современной российской фантастики: Притягательные демоны будущего.

В ходе обсуждения предыдущих постов возникли справедливые вопросы о роли фантастике в современном обществе и что, собственно, считать за фантастику. Ведь я мог с тем же трагизмом в голосе печалиться о судьбе русской литературы или кинематографа в целом, с переходом на культуру, образование и т.п. Везде наблюдается картина грустная и везде нужен прорыв и новые имена. Так почему же фантастика?

Как справедливо было замечено, развитие фантастике в 19 веке была связано с ускорением научно-технического прогресса и необходимость знакомить общество с его достижениями. В такой парадигме развивалась и советская научная фантастика. Однако на западе в 70-е годы отобразился другой тренд: угасание научной состалаяющей и увеличение произведений в стиле фэнтези, где наличие, собственно, каких-то научных идей, включая социальные, отодвигалось на задний план, либо, вообще, исключалось из контекста повествования, превращая это направление в банальное развлекалово. И такой ренессанс фэнтази, стиля к 70-м годам далеко не нового, объясняется, в том числе резким изменением социально-образовательной политики в западных странах. Их элитами были предприняты ряд мер на снижение как образовательного уровня, так и уровня пассионарности общества в целом. Активно внедрялась атомизация и мозаичная схема представления человека об окружающем мире. Фэнтези, с её слабой корреляцией с современной высокотехнологичной жизнь, как нельзя лучше подходила для проводника такой политике в литературе. Не удивительно, что расцвет этого жанра в нашей стране пришёлся именно на постсоветское время.

В любом случае расцвет советской НФ связан с попыткой отрефлексировать обществом как научные, так и гуманитарные проблемы развития страны и человечества. К тому же она поддерживалась научным миром и государством, которое, правда, и контролировало глубину и направление этих рефлексий. Не зря последний расцвет советской фантастики пришёл на конец 80-х и начало 90-х, когда цензурный пресс был снят.

90-е были связаны не только с экономическим раздраем в стране. Это усложняет дело, но для творческого переосмысления действительности важнее не это, а умение формировать новые смыслы и идеи. Именно поэтому в нищем СССР 20-х годов фантастика уже была, а в сытые «нулевые» только подобие. В 90-е с потерей своей особой проектности и переходом на питание «отбросами» с западноевропейского геокультурного стола проседание уровня фантастики стало закономерностью. Хотя и здесь, надо отметить, существовал ряд авторов, которые не позволили этому жанру окончательно уйти в небытие макулатурного чтива.

Так в чём же отличие сегодняшнего дня. Дело в том, что мы живём в период, связанный с революционным рывков социогуманитарных наук, а так же с необходимостью отрефлексировать обществом накатывающийся шестой технологический уклад, который несёт широкое внедрение новых технологий. Всплеск развития и переосмысления социального базиса общества связан, прежде всего, с тем, что наша мир-система вошла в период фазового перехода, когда один уклад, индустриальный, должен через ряд кризисов постиндустриального этапа перейти либо на новый уровень развития, который часть исследователей называют Когнитивным, либо рухнуть в новые Тёмные века. Собственно, нано и биогенные технологии являются, с одной стороны, сопутствующими процессами, а с другой подталкивающими, как, в своё время, быстрый рост автоматизации производства и развитие вычислительных мощностей поставил перед фактом таких изменений в индустриальной фазе, что им срочно надо было добавить приставку «пост».

И общество, пускай интуитивно, чувствует эту смену фаз, тем более что она выражается через череду весьма чувствительных кризисов, а посему будет испытывать необходимость в их осмыслении. И фантастика как жанр, работающий со смыслами и идеями будущего, в данном случае просто необходима. Конечно, нужно и должно использовать другие способы, повышающие образованность масс, но у фантастики есть одно важное преимущество: она может более вольно обращаться с изучаемым объектом, создавая гиперболы или упрощения для более наглядного выделения изучаемого предмета или процесса.

Одна из важнейших социогуманитарных задач современной фантастики, как и столетие назад – знакомство с будущим, с тем, что грядёт, как с технологической, так и социальной точки зрения. И данном случае особое требование предъявляется к достоверности описанного. Современный фантаст должен быть не столько массовиком-затейником – сколько популязатором науки, владеющим как отдельными фактами, так и обладающего своей непротиворечивой онтологической картиной мира. Ведь задача стоит не столько поиграться в страшно-прекрасном будущем, а отрефлексировать возможные реальности. Особенно это важно в период бифуркационной нестабильности, когда границы будущего размыты и, в целом, очень сильно отличаются как от либерального, так и коммунистического лубка, что для неподготовленного человека будет являться сильнейшим стрессом. Задача фантастики в том, чтобы этот стресс он перенёс на бумаге, видео или игровой площадке.

В борьбе все средства хороши.

Переосмысление текущей реальности и вызовов будущего приведёт к тому, что потребуется иначе взглянуть не только на современность и будущее, но и заглянуть в прошлое. Переосмысление коснётся всех жанром и устоявшихся штампов, а некоторые нюансы заиграют новыми красками.

Вас смущает фэнтези или мистика? Но произведения Толкиена были не просто банальными сказками – они носили серьёзный и глубокий смысл, который, как оказывается не всем дано вскрыть сейчас. А как по новому заиграли вурдолачьи истории после того как человечество стало приближаться к возможности увеличения продолжительности жизни для ряда своих представителей? Сколько времени понадобиться «обессмертившейся» шпане, чтобы прийти к креативной идее выделиться среди остального быдла через трансплантацию выдвигающихся клыков и изменённого метаболизма обмена веществ? Или не используют сейчас ряд элитных группировок похожие идентификационные методы от специфической инициации своих членов до определённых половых извращений? А разве нельзя сравнить метаморфозы оборотня и возможность заложить таковые в человека с помощью генной инженерии? А что есть современная наука для обывателя, брошенного в узилище клипового сознания, как не магические «танцы с бубном»? Чем в данном случае корифей науки отличается от фэнтезийного малефика?

Так что старые символы не менее актуальны сейчас – надо только посмотреть на них немного под другим углом. И герой позднего Перумова уже не будет подобно ёжику в тумане блуждали в трёх соснахс вопросами: «Что есть Тьма, Супертьма и Мегатьма?», а на практике познавать, что Тьма имеет несколько градаций. Что иногда можно сотворить Зло во избежание ещё большего Зла, но нельзя боготворить тьму, как нельзя боготворить скальпель хирурга - особенно если сам довёл организм до его экстренного применения.

Подложка из фэнтезийного мира, попаданцы в прошлое и путешествие по альтернативным мирам не только и не столько повод для забористых приключений и мести всевозможным врагам и обидчикам – эта та же рефлексия общества на историю и возможность изучения иных, более удачных вариантов развития или же познание закономерной истины, что иного, при всех раскладах, было не дано.

По большому счёту, большим достоинством фантастики является красочная наглядность. Не зря её успех в кинематографе пришёлся на эпоху развития визуальных компьютерных спецэффектов. Что ж такого, что человек любит реагировать на красивые картинки. Это есть ни зло и ни добро, но ориентироваться на такой момент нужно обязательно. Только вкладывать свой контент. Поэтому я не призываю писать скучную фантастику, снимать заумные фильмы, делать нудные игры. Ничто не мешает всё это делать в яркой оболочке, где красочность картинок и сюжетный наворот будет только подчёркивать картину происходящего – чему наглядным примером является «Матрица» братьев Вачовски.

Добро пожаловать в ад в будущее.

«Матрица», вообще, хороший пример, когда речь идёт о рефлексии по существующим или ближайшим технологиям. Компьютеры изменили мир человека до не узнаваемости, при этом любопытен тот факт, что позднеиндустриальные фантасты не сумели предугадать такой поворот событий. Можно вспомнить, как у Стругацких в «Жук в муравейнике» рассказывалось о глобальной поисковой системе – создавалось впечатление, что навороченная сеть людям была особо не нужна. В реалии всё оказалось наоборот. И здесь пальма первенства, однозначно, у представителей зарубежной фантастики, что указывает на несоответствие Духу времени онтологической картинки российского анклава. А ведь потребность была, а простенький «Лабиринт отражений» того же Лукьяненко на эту тематику некоторые знакомые программеры считали культовым в своих рядах. Впрочем, компьютерно-сетевая тематика никуда не делась, так как развитие технологий и их внедрение в жизнь продолжается.

Фантастика может носить ещё одну очень важную и не до конца осмысленную форму обучения/исследования – игровую, где процесс познания будущего и рефлексия на него может быть отображена в серии Игр, где пользователю представиться возможность пройти «все круги ада» будущего. Поэтому современная фантастика это не только и не столько книги – это и набор ярких визуальных образов, выражающих определённый набор идей, это игровые стратегии, обыгрывающие возможные варианты развития, это может быть и реклама, и комиксы и сказки, так как к будущему надо начинать готовить с детских лет. Фантастика это способ проектирования будущего через массовую рефлексию этого процесса, которая подразумевает, как минимум, наличие общего смыслового и идейного поля, а так же целостную картину восприятия действительности.

Tags: Будущее, Рецензии, Фантастика
Subscribe

  • Текущее...

    Под шумок карантинных мероприятий произошло тихое, но для меня значимое событие. Был окончен цикл про "Современный кризис". Изучение…

  • Вводная...

    "Озоруют, а теоретически не готовы"(с) В.Шукшин. Решил немного упорядочить журнал, дать общую вводную, описать текущий журнальный…

  • Всё, что могу сказать про...

    ...20-летие ЖЖ: Отсель.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments