wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Category:

Пессимистическая трагедия: Беспорядки в Лондоне.

 

Я бы не стал уделять английским беспорядкам какое-либо внимание, так как мало разбираюсь в нюансах лондонского дна, а злорадствовать тем более нет никакого желания. Однако недавно мне попалась ссылка на повесть Тони Уайта «Трави трассу!». Вот как её жанр определяют на Альдебаране:

Английский писатель Тони Уайт – представитель направления, именуемого "аван-трэшем". Суть "аван-трэша" в том, что серьезные идеологические проблемы современности пакуются в подчеркнуто бульварную оболочку: тем самым суть их зачастую обнажается и через комическую неораблезианскую стилистику становится возможным увидеть лежащую под их поверхностью манипуляцию общественным сознанием. А если вам не хочется вникать так глубоко в философию масс-культуры, вы вольны видеть в романах Уайта всего лишь веселую пародию на дутую серьезность многих современных авангардных течений.

Начал читать, но потом бросил. И суть даже не в том, что книга не рекомендуется детям до 16 лет и лицам страдающим, жёсткой формой пубертата или ханжества. Её литературный язык вполне сносен, создавая причудливую атмосферу экстра-зелёной коммуны. Дело в другом - в бессмысленности существования главного героя. Однако в связи с беспорядками в Англии пришлось дочитать – благо история не слишком длинная. Уилл Гудмен герой английского дна – сквотер (то есть человек, занимающий пустующее помещение на незаконных основаниях. По русски: самозаселенец). Его образ в книге положителен, да и он сам резкого отторжения у читателя не вызывает. В чём же проблема (если не считать изрядного количества сексуальных сцен, которые к концу книги просто утомляют)? А дело в том, что я и назвал пессимистической трагедией беспорядков в Лондоне. Это мелочность, поставленных, как перед главным героем, так и перед погромщиками, идеологических задач. О чём хорошо написал Виктор Мараховский:

...Если можно так выразиться -- нынешние бунты с выносом товаров из витрин по обе стороны Атлантики отличаются от классовых выступлений столетней давности лишь одним нюансом. Узлом «социальной сети для бедных» начала XX века был завод, и протестующие (бастующие, марширующие) рабочие требовали себе трудовых благ: сокращения рабочего дня, повышения зарплаты, а в радикальных случаях – собственности коллективов на средства производства.

Сегодня узел «соцсети для бедных» на западе, по большому счёту – обычный супермаркет (см. реалистичное изображение его роли в фильмах Кевина Смита). Работы тусующихся в его окрестностях молодых людей, как правило, нет – особенно сейчас, когда её мало и для более благополучных слоёв. Пятая часть тех же молодых британцев, по статистике, работы не имеет. Нередко – не знает, что это такое. Нередко – не ходит в школу и понятия не имеет ни о каких системных штуках вроде экономики. Эти люди знают одно: государство, которое им чего-то все эти годы давало, стало давать меньше.

И у таких беспорядков нет шансов в дальнейшем, пусть после долгих поисков и метаний,  сделать эту трагедию оптимистичной. И книга «Лови трассу!» наглядное тому подтверждение. Существование экстра-зелёных один сплошной когнитивный диссонанс. Они протестуют против «Вавилона» (под которым угадывается современный глобо-корпоративный мир с надсмотрщиком государством), но, тем не менее, считают свой прямой обязанностью встать в очередь на получение социального пособия. Лишь не многие из них заняты каким-то делом, как Жонглёр или его подружка Шэрон, но именно Жонглёр оказывается предателем и его постигает заслуженная кара. Они за экологию и протестуют против строительства дороги, но сами жрут и пьют всякую гадость, вполне потребляют в своё удовольствие технологические изыски человеческой цивилизации.  Похоже их зелёность – лишь противопоставление системе (на которой они висят социальными трутнями), которая успешно подвернулась им под руку. Не было строительства трассы – протестовали бы против запрета на какие-нибудь сексуальные излишества или против правил дорожного движения. Не суть важно. Даже строительство дороги (под которой угадывается хищный оскал современной антропогенной цивилизации) надо было демонизировать (типа разрушение древних святилищ и кровавые жертвы), чтобы придать борцам против трассы соответствующий положительный антураж. Иначе сложно будет объяснить читателям в их добронравных намерениях, ради которых надо принести контр-жертвоприношение – погубить главный офис строительной корпорации в 1000 человек. В этом отношении желание героя отодрать как можно больше женщин не выглядит экстравагантно, ведь ему противостоит злодей бизнесмен, который совмещает в себе полный спектр сексуальных расстройств. В общем, классическая картина современного Голливуда, чтобы сделать главного героя положительным – доводят до абсурда отрицательного. Ещё менее понятно: что герои собираются делать далее – ведь, заметим, что существование на лоне девственной природы не может быть беспечным. Её плоды могут доставаться только в упорном и тяжёлом труде, к которому обитатели сквотера не склонны.

В общем, можно подвести вывод. Трагедия лондонского дна не в том, что их угнетают или вынесли на окраину общественной жизни – их проблема в том, что их такое положение вполне устраивает. Весь сыр-бор начинается, когда халявная пайка, а с ней и уверенность в своих возможностях как потребителя – снижается. Играясь, в противовес СССР, в социальное государство – запад вырастил в своей питательной среде социальную прослойку-паразита, которая, с одной стороны, отрезана от возможностей развития, а, с другой уже сама не хочет этого развития, выбивая свою пайку за счёт возможной силовой агрессии на более благополучные районы. Что в условиях, надвигающегося кризиса, сделает их явными рассадниками всевозможных безобразий. И правительству придётся принять меры. И эти меры вряд ли понравятся обитателям сквотеров и трущоб. И вот у вас перед глазами один из вариантов того, как рушиться красивый западный миф. Возможно, в процессе его разрушения или на его развалинах взрастут и расцветут надеждой новые социальные идеи и устремления. Но это будет потом, а пока нам предстоит лицезреть пессимистическую трагедию.

Tags: Англия, Кризис, Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments