Category:

Рецензия: Сухоруков В.Т. "XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге".



Хорошая советская историографическая работа. В том плане, что общий материал подан неплохо. При этом не закрываются глаза на тогдашние противоречия и кривости, что, однако, не мешает по итогу выдерживать генеральная линию партии.

Книга относится к периоду "оттепели", когда стало модно вспоминать революцию и гражданскую войну. Вопрос этот, с одной стороны, был насущим - сталинский апофеоз слишком превратно толковал произошедшие события, что требовало восстановления исторической справедливости. С другой, время подзалечило раны, поэтому прошедшие события воспринимались с некой долей революционного романтизма и идеологического пафоса. Не смотря на то, что писалось всё это под воспоминания ещё живых участников, безусловно, проскочить между Сцилой (правды) и Харибдой (идеологии) было не просто. Василий Тимофеевич, пожалуй, нашёд "золотую середину" для своего времени. Возможно, причиной этого служила его не простая судьба.



В 20-е годы он попал в разведку, работал в Китае, был разоблачён - бежал. В лихие годы "Большой чистки" - верная кандидатура на расстрельный подвал. Тем не менее, под жернова репрессий попал в "вегетарианский" 39-й, поэтому отделался заключением. Вышел сразу с реабилитацией в 1955 году, был восстановлен в в армии, а через год уволен в запас. После чего, собственно, и подвизался на исторической ниве.

Возможно, это и повлияло на то, что нюхнувший пороха полковник, уже не боялся никого и ничего, поэтому писал так, как считал правильным (что, кстати, было характерно для начального этапа историографии гражданской войны). При этом опытная рука корректора чувствуется, так как книга не выходит за красные флажки своего времени. Да, в ней особо ничего не скрывается, но акценты, подчас, сделаны немного не там и не так ярко, что не всегда позволяет ярко высветить основные процессы, приведшие к тому или иному исходу событий. Да, костериться в соответствии с государственным официозом Сорокин. При этом надо понимать, что с ним у Василия Тимофеевича не сложилось и при жизни, а вот других лиц, не особо благонадёжных с точки зрения партийного официоза - он не стал втаптывать в грязь. Да, в книге во многом добавилось послезнание, которого был лишён командный состав Северокавказской Красной армии в 1918 году. Да, это во многом не идеальная работа, но, учитывая специфику советского времени, весьма полно дававшая картину происходившего. 

К слову, ещё раз подчёркивающая, что не только современная, но и советская историография так и ответила на вопрос: а что же творилось в это время в Советском (Красном) лагере? Вот и у Сухорукова постоянно проскальзывает, что как только Красные были на волоске от победы над Добровольцами - у них в очередной раз вспыхивает борьба за власть, после чего военная фортуна закономерно оказывалась на противоположной стороне. Всё это подаётся как политическая близорукость и происки контрреволюции, но, как водиться без деталей. Впрочем, это характерно и для остальных работ своего времени, где соблюдалась генеральная линия партии на запрет копаться в грязном историческом белье. Тем не менее, имеющий глаза - да увидит.

В целом, не самая точная, не самая свежая, но актуальная своей оценкой происходивших событий с точки зрения немногочисленных оставшихся в живых участников.