Все они касаются прогнозистики в позднем СССР. И знаете, всё, в целом, было вполне достойно. Маршал Огарков, не зря бывший военным инженером в ВОВ, вполне чётко видел направление развития военной мысли и техники в будущем, при этом его аналитические прогнозы вполне себе используются до сих пор. Как нами, так и возможными оппонентами.
Что здесь интересно. Огарков выступал за революционное изменение в военном деле. При этом СССР как бы теоретически выступал революциофилом, но вот по факту дряхлые элитарии боялись этих революций как тараканы дуста. Что подразумевала возможная реформа от Огаркова? Это сокращение безбрежного танкового поголовья в пользу высокоточного оружия и автоматизированных систем управления. Что сразу же вступало в противоречие с мнение министра обороны Устинова, который до этого изрядно потрудился на военно-промышленный комплекс. Для него такая стратегия означала отсутствие необходимости иметь три танковых завода, которые клепали аж целых три вида основных боевых танка! Коих и наштамповали более, чем во всех армиях мира того времени. Как можно закрыть такую министерскую кормушку? Да никак. Это ровно тоже самое, что благими увещевания запретить современным чиновникам пилить бюджет.
Алексей Сафронов рассказывает о планировании в позднем СССР через призму ОГАСа. Сам ОГАС являлся слишком амбициозной программой, которая в прямом своём изложении встретила массу противодействия со стороны ведомств. Опять же не из-за ретроградства, а из-за разного видения решения проблемы. Госплан в данном случае пошёл от противного. Реализовал свою систему компьютерного моделирования и стал требовать от остальных ведомств, чтобы они пересылали свою информацию, сопрягаясь с госплановской сеткой. В общем, инструмент для более эффективного управления экономикой был создан, но он требовал квалифицированного исполнителя, который бы принимал решение на базе данных расчётов. А вот с исполнителями к этому времни стало не очень.
Вывод здесь простой. Не смотря на массу недостатков, СССР вполне уверенно шёл по торной дороге процесса. И подвели его не новомодние технические кунштюки, а отсуствие желания их применять. Что само по себе требует внимательного изучения.