Рецензия: "Золотая пуля" и "Вилья в седле".
Волей случая прошёлся по вестернам, чьи события связаны с Мексиканской революцией. Первый фильм "Золотая пуля" или "Пуля для генерала", а по итальянски и, вообще, "Quien sabe?" (кто его знает?) я смотрел в далёкой молодости, когда на просторы Российской федерации полился полноводный поток западных кинофильмов. Какие-то из них были шедевром, какие-то полным шлаком, ну, в часть фильмов зависли в непонятной ситуации, когда до шедевра не дотянули, но всё же сердце зрителя цепляли. "Золотая пуля" оказалось из этой серии.
Казалось бы, ещё один спагетти-вестерн, что был популярен в то время. Тем не менее, отличия наблюдаются. Снимал его подающий надежды молодой режиссёр Димиано Димиани, склонный к социальной тематике. И данный вестерн не стал исключением. Мало того, что забористые приключения главных героев положены на социальную канву, так и основные роли играли политически активные актёры. Роль анархиста и грабителя поездов и при этом чертовски харизматичного Чунчи сыграл Джан Мария Волонте - член КПИ (коммунистической партии Италии). Что забавно при этом но был сыном командира фашистской бригады, боровшейся во время войны с партизанами-коммунистами. Чудны твои дела, господи!
и сначала мне показалось, что Лу Кастель, играющий прожжёного авантюриста Уильяма Тэйта, на эту роль не подходит - больно слащав лицом. Однако в его глазах прыгали демонические чёртики, что позволило ему вытянуть роль. Ну, а порывшись в биографии обнаруживаю, что он всю жизнь по убеждениям был левым радикалом.
В общем, чудесная компания подобролась. Плюс полный ебанашка священик-революционер, роль которого исполнил Клаус Кински. А его тоже банальным актёром не назовёшь:
В общем, в раздираемой гражданской войной Мексике этой безумной троице нашлось чем занятся.
Ну, и ещё один занятный герой данного фильм:

Как подсказывает специалист по данному вопросу

Причём, мало того, что события крутятся вокруг пулемёта, так и его работу нам показали во всей красе: от смазывания патронов в гибкой кассете до постоянного передёргивания затвора, чтобы убрать перекос патрона. В общем, редкое почтение к техническим деталям. Правда, вызывает сомнение, что разъебай Чунча умеет обращаться с такой игрушкой; будем считать, что его этому надоумил напарник-гринго, хотя гангстеры того времени с такими дейвайсами не особо знакомились.
Итак, в разгар гражданской войны банда анархиста Чунчу останавливает (не без помощи подвернувшегося гринго) поезд и грабит его с целью добыть оружие. Впрочем, нужно оно не столько для продолжения революционного procesión festiva, а для того, чтобы погреть жадные до денег руки Чунчо и его поддельников, где только ебанашка-священик не догадывался о том, чем занимается банда. В итоге странный гринго уходит вместе с бандой, чтобы помочь ей в добыче оружия и доставке его известному генералу-повстанцу. Он тоже хочет немного подзаработать на Мексиканской революции, но планы у него намного масштабнее.
Смотреть тем, кто любит данный жанр.

Ну, а для тех, кого вштырил первый фильм, можно посмотреть ещё один на заданную тематику: "Вилья в седле". Речь идёт об известном революционном командире Панче Вилье. Снимали америкосы в 60-е, тем не менее, сумели подойти к такой противоречивой фигуре многопланово. Он здесь не только бандит и нарушитель устоев, но и искренне верующий в свои идеалы человек. Что даже делец-гринго, торгующий оружием и меряющий всё звонкой наличностью, начинает смотреть на него с уважением. Он, кстати, в отличие от других главгероев, вымышленный персонаж, введённый в фильм в качестве непредвзятого наблюдателя, через призму своего классического американизма пытающегося оценить (и донести до публики) что, собственно, происходит в мексиканском бардаке. В общем, получается, что немного бандитизма, а в остальном борьба за демократию.
В фильме много прекрасных моментов. От того, как Панчо Вилья поднимает на непремеримую борьбу жителей мирной деревушки. Вот он в действии лозунг: "чем хуже, тем лучше!" до того факта, что его противники сражаются под красными знамёнами:

Как бы типа наших беляков, но с кумачами. В реальности всё сложнее. Панчо тогда воевал против сторонников генерала Ороско, который так же был революционным генералом, но что-то там не поделившим в столице. Я было попытался разобраться по скорому: кто там и за кого, но быстро сломался, так как Мексиканская революция такой красочный тропический карнавал действующих лиц, что дать им однозначную оценку просто затруднительно. Чем фильм и хорош, что в нём тоже прямолинейных оценок нет.
Рядом с Панчо Вильо (кстати, играет волосатый Юл Бриннер) его правая рука Родольфо Фиерро (Чарльз Бронсон). Не только надёжнейший человек, но и палач. И ряд соответствующих сцен с ним не выдумки режиссёров:
Дорос до командующего, но не показал на этом поприще выдающихся достижений. Ну, это вам не людишек безоружных шинковать.
К слову, не обошлось и без пулемётов:

Повстанцы захватили Браунинг М1917. Впрочем, не смотря на раритеность, похоже они ещё захватили и машину времени, так как данная ганмашина будет изобретена спустя лет пять после описываемых событий. Повоевать на мексиканщине она успеет, но на заключительной стадии конфликта.
В общем, гринго-контрабандист попал как кур в ощип. Повстанцы готовы его расстрелять, но им нужен его самолёт и он как пилот. Вынужденно тот начинает помогать им, постепенно окунаясь в водоворот революционной жизни. Харизматика командира повстанцев - Панчо Вильи захватывает его. Но его ум слишком коммерциализированный, а революционная жизнь полна драматических поворотов. И пойдёт ли гринго за своим новым командиром большой вопрос.
Так же для любителей жанра.
p.s. Тем, кто писал аннотацию на фильм в сети надо оторвать всё, что выступает из тела более чем на 1 см - просто какое-то феерическое уродство.
p.s.2. Вот теперь думаю, что в рамках импортных "Моисеев" нужно ещё и с Мексиканской революцией познакомиться - уж больно там всё заворочено и закручено - с наскока не разобрать. Ну, в общем, как я люблю.