?

Log in

No account? Create an account

"Никому не избежать битвы. Кто сражается - победит, кто бежит - падёт." Фульхерий Шартрский 11 в.

Previous Entry Share Next Entry
Вопрос в зрительный зал...
wwold
Ездил на выходные в Шигоны - село на реке Усе Самарской области. Там копали траншею посреди площади - нашли такой затейливый камушек:

камень с Шигон

По итогу осталось только одно фото, так как артефакт заныкал в свои закорма местный священослужитель.

Кто может подсказать: что это такое? Надпись, похоже, латинская, да и гербы больше похоже на западные по исполнению. Но где Шигоны, где западные страны? Поэтому возникают закономерные вопросы.

Posts from This Journal by “История” Tag



  • 1

На территории Самарской области латыши появились в XIX веке; к этому времени относится и возникновение единственного в настоящее время компактного поселения латышей в Самарском крае – Вицэ-Смильтэнэ Сызранского района. Название селения в переводе на русский язык означает «старые пески». По информации старожила Карлиса Земелиша, село основано в 1868 году переселенцами из Латвии, двигавшимися в поисках земли и лучшей доли в Сибирь.

Вынужденная остановка по причине болезни явилась началом истории села. Землю латышам выделили на песчаниках, от них и произошло название. Год за годом переселенцы высаживали ели,

привезенные с родины предков. Первой латышской семьей, приехавшей сюда, была семья Удрисов – их потомки живут и работают в Сызрани. Вице-Смильтене – родина известного Куйбышевского краеведа Г.И. Рутина, выходца из крестьянской латышской семьи.

Из архивов и воспоминаний старожилов известно, что Вице-Смильтэнэ вскоре стало многолюдным и богатым. Перед революцией работали здесь даже два завода — кирпичный и по производству патоки. А дома стояли как на подбор: светлые, высокие, ладные. Люди жили зажиточно, и во время коллективизации многих отправили на Соловки. Молельный дом закрыли. А потом оставшихся сделали членами колхоза «Большевик». В колхоз вошла существовавшая тогда поблизости еще одна латышская деревня.


Edited at 2019-07-11 12:47 pm (UTC)

Интересно, но камень с гербами, что указывает на знатность либо человека, либо события, ради которого высечен кабель. Переселенцы же, как я понимаю, крестьянского происхождения.

https ://mrbor.wordpress.com/2011/11/18/моя-география-вице-смильтон/comment-page-1/ (убрать пробел после двоеточия)
Похоже не бедные латыши были. Еще один небольшой материал о поселении Вице-Смильтэнэ:
"Поселок Вице – Смильтэнэ
По диким степям Забойкалья
Где золото роют в горах
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.
Когда слушаешь эту народную песню, вспоминаешь лес, родовое село с необычным названием Вице-Смильтэнэ.
На Сызранской земле латыши появились в середине 18века. Четыре брата Рутиных из Смильтэнэ, что под Ригой, отправились на золотые прииски, но дорогой случилась беда. Один из братьев заболел тифом. Рутины вынуждены были остановиться в Сызрани. Они обратились к Екатерине 11 с просьбой о продаже им земель на жительство. Разрешение было дано на лесное угодье. Так среди лиственных лесов, вдалеке от проезжих дорог и появилось поселение с названием Вице – Смильтэнэ, что с латышского в переводе означает «Старые пески». Братья были достаточно богаты, чтобы быстро обосноваться на новом месте. Дворовые люди Рутиных были основной рабочее силой. Один из братьев поставил крахмаленный завод, другой – кирпичный, третий – занялся разведением садов и скота, четвертого брата выходить не удалось.
Латыши жили обособленно. К ним потянулись жители окрестных деревень, чтобы научиться секретам садоводства и просто полюбоваться диковинными цветами. Райский уголок появился среди леса.
Год от года село росло. Но селились здесь исключительно латыши, сохраняя свой язык и традиции: Бултыня, Бандаря, Озолс, Удрис, Розенберг, Недря… поставили церковь и начали учить русский язык. С приходом Советской власти в селе появилась школа, магазин, клуб.
В Вице- Смильтэнэ стали приводить школьников из других сел на экскурсии, чтобы показать удивительный уклад жизни.
До сих пор жители вспоминают двухэтажный дом, в котором потолок был разделен на 4 части и расписан под времена года.
Прошли годы. В селе осталось немного жилых домов, но по- прежнему здесь свято чтят люди свои приметы, язык и праздники. "

Один из Орловых - Владимир Петрович, был большим любителем великобританщины. https://kraevedoff.biz/dostoprimechatelnosti-usolya/ Мне рассказывали, что он выписывал из-за границы иностранных специалистов для развития своей латифундии. Возможно, что камень "принадлежал" одному из них.

Местные крестьяне после революции тащили по деревням все подряд. Даже разобрали "усольскую светёлку". Так что камень вполне мог попасть в Шигоны из Усолья.

Edited at 2019-07-16 05:56 am (UTC)

Та же история. Англичане не писали на латыни.

Пока версия, что притащили это с усадьбы Орловых самая живая, но о сути камня не говорит.

  • 1