?

Log in

No account? Create an account

"Никому не избежать битвы. Кто сражается - победит, кто бежит - падёт." Фульхерий Шартрский 11 в.

Previous Entry Share Next Entry
В статьях про Голодомор начала 30-х...
wwold
...встречал я упониминание того, что у людей наблюдались признаки не столько голода - сколько, скорее, болезни похожей на отравление. И вот читаю о том, к чему приводят злаковые, перезимовавшие в поле под снегом. Ровно к таким отравлениям.

Причём, понятно - почему они остались в поле. Началась колхозная реформа, со сломом привычного стиля хозяйствования, что и привело к тому, что часть зерна не успели убрать. Оно перезимовало в поле, ну и подхватило грибок. Соответственно, народ бросился с голодухи собирать после зимы и получил дополнительный удар от отравления.

У меня, правда, возникает ряд вопросов: а разве зерно не осыпается, если его своевременно не убрать? И что, кстати, в таком случае бывает с подсолнечником? Так как по полям я шарюсь регулярно, и именно он частенько уходит в зиму под снега.

Recent Posts from This Journal



  • 1
Код жизни вытеснялся кодом смерти. Причём, как отмечалось раньше, речь идёт не только и не столько о физической, сколько о социальной и культурной смерти. Голод низводил человека до биологического организма, управляемого пищевым рефлексом. Все мысли были только о еде, «о крошечке хлеба».

В своё время наш знаменитый соотечественник физиолог И.П. Павлов проводил серию экспериментов, связанных с выработкой и изучением у животных условных рефлексов. В качестве одного из инструментов управления рефлексией применялся голод.

Суть эксперимента – проста. Животное держали впроголодь. В определённое время появлялся лаборант с пищей, но, прежде чем покормить животное, он наносил ему побои. В первые дни подопытные собаки вели себя адекватно и проявляли естественную защитную агрессию: лаяли, рычали, пытались наброситься на экспериментатора. Однако спустя некоторое время, их поведение кардинально изменилось (голод не тётка). Несмотря на то, что приёму пищи по-прежнему предшествовало избиение, собаки во время этой процедуры демонстрировали по отношению к своему «мучителю» дружелюбие и покорность: виляли хвостом, лизали руки, и т.п.

Такой «эксперимент», который Э. Фромм безусловно отнёс бы к идеологическому садизму [12], в 1932–1933 гг. был проведён над людьми. Цель, особенно если рассматривать голод как продолжение Гражданской войны, ссылки, коллективизации, очевидна. Голод, как писал П. Сорокин, ведёт к изменению сознания индивида и может способствовать «успешной прививке коммунистически-социалистически- уравнительных рефлексов» [13]. Искусственный голод 1932–1933 гг. был применён как идеологический инструмент для своеобразной големизации населения.

Голем – каббалистический мифологический персонаж, живая послушная вещь, находящаяся на грани живого и неживого [14], в какой-то степени «живой мертвец».

Чтобы сделать Голема, «надо вылепить из красной глины человеческую фигурку», оживить её и она во всём будет послушна своему хозяину, повелителю [15]. С помощью голода 1932–1933 гг. меняли сущность человека, стремясь превратить его сознание в пластичный материал – «красную глину».

Не случайно в сознании многих людей, переживших этот голод, поселился всеобъемлющий страх. Это не боязнь смерти, а страх перед чем-то нечеловеческим, стоящим за искусственным голодом: «[Забирали всё, даже из кастрюль]. Бабы плачуть, а воны смиюцця. Я иногда вспомню… я плачу […]. Я так боюся голоду, шо я ны можу тоби пэрыдать […]» [АК 3078].

  • 1