wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Рецензия: Михаил Рагимов "Кордон"



Умаялся я в последнее время с бумагами, которыми по нынешним временам принято заваливать всякого,  кто хоть немного связан с производственной деятельностью. В общем, бухгалтерия, помноженная на бюрократию и сдобренная маразмом. Как правило, в это время меня начинает возбуждать любое рукоделье: от посконной посадки картошки до дружеского опиzдюливания в какой-нибудь отмудохивательной секции. Но в этот раз не срослось.

Впрочем, чтиво для расслабления подходит тоже.  Но не всякое. Что-то умное, голова забитая текущими бумажными проблемами, банально не воспринимает, а совсем уж дурь я, в принципе, не перевариваю. Вот здесь-то и может помочь хорошая фантастическая история, да чтоб уносила куда по дальше от нашего суетного бедлама, но в то же время и за главгероев попереживать можно было. Последнее, по большей части, и определяет границу между графоманией и книгой. Картоные дурилки первых банально не вызывают никаких чувств окромя скуки.

Не удивительно, что "Кордон" Михаила Рагимова пришёлся в кон. Здесь вам и "безмагийный" мир Уланова с орками, гоблинами и прочей нечестью (правда, под личной коей очень часто скрываются люди, которые, вестимо, гады ещё те), и всепобеждающая поступь парового прогресса, надвигающегся даже на самые дальние закоулки Республики, где, собственно, и несёт свою службу пограничный Кордон. Чьи обязанности вроде крайне просты: бдить государеву границу, да ворогов не пущать. Но в силу дремучей местности (и не менее дремучих обычаев), да в рамках порубежья с неугомонными и свирепыми орками превращается в тяжёлую и, подчас, опасную мужскую работу. Соответственно, и люди здесь уживаются не все. Мужелонцам и хипстерам из столичных градов будет здесь неуютно и тоскливо, а посему оторгают их эти неприветливые и лихие земли. Не удивительно, что сам Кордон, как бы обобщая дружный и суровый мужской коллектив, выступает как один из главных действующих героев романа. Да, и погибает он не сломленым - как и положенно любому уважающему себя пограничнику.

В общем, кто в теме, понимает, что Миша отдавал дань своей разнузданной военной молодости. С большим, надо признать, уважением отдавал. Получилось весьма детально и атмосферно, где погружение в неторопливую суету кордонской жизни происходит медленно, но неотвратимо. Чтобы потом, словно сорвавшись с цепи, унести всю эту неторопливость в тартарары.

В общем, книга делится на две неравные части. Собственно, про Кордон и пограничную ратную службу, которая и занимает большую часть книги, и быстрый, даже бы сказал торопливый, армогедец, который вихрем пронесят вас по оставшей части и оставит в некотором охуевании: что это было? Словно бы изящество вальса сменилось хардкордным гопаком.

У такого перехода есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, такое ускорение движения резко увеличивает интерес к тому "что там дальше", с другой, поистине мартиновское выпиливание главгероев (к которым ты привыкал в первой неспешной части) и резкий обрыв сюжетных нитей вводит в некоторый ахуй по принципу "можно помедленее - я записываю". Здесь с глухими лесами Кордона покончено, а повествование вваливается в самый настоящий стимпанк, где главгерой в духе Арьи Старк разъярённым медведем прокладывает путь по телам врагов. Ну, что ещё нужно, чтобы скрасить вечерок после унылой бюрократической волокиты?!

В общем, получилась хорошая и атмосферная ремесленная работа. Не без недостатков, к коим можно отнести обрыв части сюжетных линий (про гадов, например) и черезчур, на мой взгляд, ускорение в конце. Впрочем, грядёт вторая часть (не все коварные супостаты оказались повержены), где есть шанс, что в последнем (предсмертном) слове недобитые вороги, как водятся, свои предыдущие гадости опишут и станет всё если не ясней, то понятней).

Итак, встречайте "Кордон" Михаила Рагимова, где отчаные служаки панут не только оружейной смазкой, но картофельным бимбером. Где в дремучие и полные древней мистики леса неудержимым паровым катков вламывается прогресс, несущий на своих шестерёнках не только высокие достижения науки и техники, но и кровь тех, кто волей или неволей встал у него на пути. Ведь он подобно древним и уже позабытым богам так же предпочитает брать с человечества дань алой рудой, что бьётся в сердце у любой живой твари. Слаб человек перед его лицом, но если он правильный пограничник, то отступать не привык - будет идти вперёд, пока не остановит его старуха с косой. Впрочем, последней на время отвели глаза, что несколько выравнивает шансы и задаёт интригу.

P.S. К слову, аннотация у "Круза" зело неудачная, на мой взгляд. Прошу к её стилистике не придираться - язык в книге много лучше, где есть место и мягкому очарованию стимпанковщины и забористой швейковщине (включая ту, что помечена 18+). И если чо, с отрывками познакомиться можно здесь.

Tags: Рецензии, Фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments