wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

На полярном круге.

Я очень хотел весны, тепла и распускающейся зелени, но злостная машина времени компания отправила меня обратно в зиму.

мамонт

В общем, дела службы потребовали моего присутвия в славном граде Салехарде, где было снежно, свежо, но дыхание весны, конечно, ощущалось. В общем, как у нас бывает в конце февраля - начале марта. Ну, заодно ещё и Лабытнанги посетил (который салехардцы называют просто "Лапти").

Что можно сказать? Салехард, не смотря на свои небольшие размеры и расположенность на мерзлоте, похож на город:

салехард1

Есть, как водится, помпезное здание Администрации:

салехард-админ

И всякие финтифлюшки-понты, типа, моста, скрещенного с рестораном:

салехард-мост

Ресторан, если чо, находится над вывеской Ямал.

Обычно принцип построения небольшого городка (или посёлка) на ДВ или Севере выглядит так: худо-бедно отреставрированный центр  (с яркими красками пластиковой обшивки) и бараки по окраинам, которые могут переходить в полную разруху. Разрухи в Салехарде не видел, но бараки на окраинах есть:

салехард-бараки

В этом отношении на классику больше похожи Лабытнанги, но и там чувствуется, что деньги на Север идут. Ну, и опять же шекеленесущая нефтегазовая провинция. Облагораживание идёт полным ходом, что незаметило сказаться и на нашей работе.

Ну, и, конечно, бросаются в глаза приколы "ихнего городка". Дома все на сваях:

сваи

По другому строить нельзя - иначе поведёт фундамент. Были в паре старых "избушек" - там пол реально под наклоном. Ну, и видно различные утепления (в обычных подъездах двери обшиты старыми коврами), а приблуды, для подогрева авто, я показывал в прошлый раз.

Весь асфальт в пределах города. Между ними идёт зимник. Чтобы доехать от Салехарда до Лабытнанги - нужно пересекать Обь:

Трасса обь

Этой дорогой жители будут пользовать практически до мая. Вода на льду вас беспокоить не должна. Переправа функционирует даже тогда, когда полностью залита водой. Это надлёдный слой. Шухер начинается, когда вода уходит. Это сигнализирует о том, что во льду появились трещины и он скоро тронется. Вот тогда жесть и риск. Впрочем, заезд и выезд с ледовой трассы оборудован светофорами, поэтому в районе города ЧП с проваливанием давно не было. А вот в глухой провинции этого хватает.

Обратило на себя внимание, что люди более простые и незлобливые. Даже охраны в ряде присутственных мест нет, а там, где есть, говоришь куда идёшь, после чего тебя пропускают, не спрашивая ни документов, ни кто ты и откуда. Салехард это логистический остров, поэтому лишние и подозрительные люди здесь не бродят, а народ живёт расслаблено.

К слову, это сказывается на том, что нет привычных в дугих городах сетевых гигантов - везде свои. Местные ждут, когда достроят асфальтовую дорогу и в город придёт "Пятёрочка" и "Магнит", надеясь падения цен на продукты. Правда, когда я сказал, что вместе с тем упадут и зарплаты в тех отраслях, до которых дотянуться сетевики, они как-то погрустнели. Конкуренция иногда не только хорошо, но и плохо.

Видно, что шекели из центра на развитие идут. Например, несмотря на нефтегазовые залежи лучшей работой было названо - чиновничество. С нефтегазом тоже всё ОК, ну, а дальше ляпота заканчивается по мере удаления от газоносных магистралей. Местные ханты ещё живут на дотации, как малые народы, а русскоязычные аборигены в маленьких поселениях, откуда ушла советская власть, остались в полной жопе. Я уже писал, что такие мелкие деревушки в полном составе перешли на браконьерскую стезю, выпиливая вместе с нефтяниками рыбные ресурсы Оби. Точнее как: аварии у газовиков и нефтяников выкашивают большую часть рыбы, а остатки уже оприходывают местные браконьеры.

Именно поэтому муксун в Салехарде привозной. Нельма и щокур есть, но цены не кислые (местные не покупают - дорого). Про сибирских осетров давно забыли, хотя местный сторожил рассказывал, что ещё в начале 90-х местные ханты продавали на реке двухметровых чудовищ за бутылку водки. 

Из сельского хозяйства разводят олешек и картоху (да, растёт). Впрочем, местную картоху не едал, а, вот, колбаску из олешков попробывал. "Тузики" в нашей колбасе вкуснее. До свежатинки не добрался, но знающие люди говорят, что как говядина - только суше. Ну, и, наверное, экологичнее. В общем, всё привозное, поэтому часть продуктов местные видят только в виде консервов или особо упоротых тепличных экспериментов (огурцы своей резинистостью больше походили на затейливые дилдо). Ну, это издержки местности прибывания, которые лишь чуть компенсирует морошка и брусника осенью.

Короче, прилетел в Самару, а здесь дождь и слякоть, и опять захотелось в чистенький и уютный "февраль". Как-то так.
Tags: Дорожное, Командировки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments