wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Красные «Моисеи»: ДКР-Литература.

Начало 1, 2, 3, 4, 5/1, 5/2, 6/1, 6/2 и 6/3, 7.

Так как в процессе написания постов я редко упоминаю источники – перечислю что интересного есть по теме.
Начну с книги В. Корнилова «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта»:



Из серии «Коля Стариков рекомендует», и это тот случай, когда с овцы хоть шерсти клок. Но вернёмся к книге. Владимир Корнилов на сегодняшний момент является главным певцом Донецко-Криворожской республики (ДКР), поэтому вы вряд ли найдёте более подробный материал об этом периоде, расписанный с любовью и небывалым прилежанием, включая массу пусть и малозначительных, но вкусных деталей. Я, например, читал, что большевики между Февралём и Октябрём частенько выступали на митингах за денежку, но воспринимал это как блажь отдельных представителей. Ан, нет. Это был на тот момент вполне законный способ пополнить партийную кассу, которым «страдали» все революционные партии. По нынешним временам это были раскрученные ютуб-блогеры, с которыми общественность коннектилась на митингах, компенсируя информационный голод. Ровно, как и сейчас. Только «блогеры» тогда по приличнее были и сим деяниями зарабатывали денюжку на содержание партийного аппарата (хотя бы на местах). Ну, а стоимость входного билета вполне себе соответствовал рейтингу «блогеров» у обывателей.

В общем, книга рекомендована к прочтению всем, кто интересуется духом столь непростой эпохи.

Впрочем, не обошлось без пятен на солнце. Надо понимать, что книга (особенно с 2014 года) является своеобразным политическим манифестом Новороссии, как преемницы ДКР, поэтому очень много места уделяется вопросу суверенного права этих территорий на самоопределение в рамках русского культурного базиса. Что весьма бросается в глаза.

Второй момент – харьковоцентричность. Автор долгое время проживал в Харькове, да и к тому же данный город был столицей ДКР, что и определило такой упор в исследовании. Ничего супротив Харькова не имею, но про другие города и веси написано всё скупыми красками, что в ряде случаев смазывает картину происходящего, хотя региональные отличия присутствовали. Если в Харькове большевики стали доминировать с осени 1917 года, когда туда прибыл товарищ Артём, то Луганск изначально был красным, а, вот, в Юзовке (Донецк) сильны были меньшевики. Что в той или иной степени выраженно и сегодня, когда, по мнению ряда товарищей на местах, Луганск и сейчас более красный, чем Донецк.

Кто-то ругается на то, что книга получилась слишком яркая и эмоциональная для научной монографии. И, действительно, где-то можно увидеть натяжки. Впрочем, я считаю это меньшим грехом, чем ваяние унылых талмудов, которые скучно читать даже профильным специалистам. Научпоп должен быть ярок (в разумных пределах) и привлекать массы. Ещё одна рецензия на книгу – здесь.



Довольно любопытны мемуары Антонова-Овсеенко по данному периоду, когда он был главком Красной гвардии по борьбе с контрреволюцией и украинскими националистами, а в последующем и немецкой интервенцией. Чем хороши – писались задолго до «Краткого курса ВКП(б)», поэтому в малой степени оказались затронуты последующим партийным мифотворчеством. В общем, это прямолинейное и жёсткое повествование о том - как было на самом деле, с минимальными потугами прикрасить реальность.
В качестве минуса некоторая суховатость, которая присуща военным отчётам, на основании которых они, собственно, и писал мемуары.

Квинтэссенцией мемуаров можно считать мысль, что война - это бардак. И побеждает тот, у кого это бардака меньше. На основании этого можно считать, что Антонов-Овсеенко сумел сделать всё возможное с имеющимися у него наличными силами.



Про противоположную сторону можно почитать у А.Венкова в книге «Атаман Краснов и Донская армия. 1918 год». Несмотря на упор в повествовании на Белое движение, автор старается быть надидеологичным, что ныне редкость. Более того, это, скорее, историографический сборник, чем историософский. У него, кстати, я в своё время выдернул информацию и о «Степном походе».



А вот это, с одной стороны, историография событий, с другой, любопытный жанр альтернативной истории, вызванной её перепиской после «Краткого курса». В общем, мифология и реальность здесь переплетены весьма затейливо, поэтому и читать нужно крайне осторожно. Чего только стоит упоминание о злодейском злодее Минине, который взорвал мост через Дон чуть ли не по приказу Троцкого. Ну, и можно иронично улыбаться над теми историками, которые ограничивают изучение материалов строго по данному произведению.
Читать по желанию, но уж очень занятный слог и изложение – дух эпохи (конец 30-х) в каждой строчке.



Воспоминания Ивана Толмачёва – активного участника событий. Довольно неплохие мемуары, показывающие без всяких прикрас как тугой клубок противоречий перерастал в яростное мочилово со обеих сторон.

Хорошо видно, что мемуары оставляют победители. Именно поэтому все мемуары подобного рода существуют в рамках одной парадигмы: вовремя чухнуть, когда тебя собираются нагнуть и нагнуть первым. Поэтому кажется, что такие люди непобедимы. В реальности это лишь поверхность айсберга, где внизу находятся те, кто чухнуться не успели, да и нагнуть не смогли.

Написано живо, с обилием любопытных деталей, который, правда, разбавлены охотничьими байками сомнительного происхождения. По прошествии времени понять, что есть правда, а что историческая мифология довольно сложно, что, как ни странно, говорит о высоком уровне написания воспоминаний. Предыдущее описание перехода смотрится на их фоне более топорно.

Отдельной песней идут воспоминания о Ворошилове. С одной стороны, это элемент культа, где соратник любимого вождя в любой бочке затычка, с другой, неоспоримый факт, что тогда большинство прорывных решений принималось при непосредственном участии руководителей на местах – будь-то ударная стройка или осыпаемый снарядами передок.



Художественное осмысление событий сделано «красным графом» в 1937 году. Мощная, хотя и не лишённая недостатков книга. В отличие от «Железного потока» Серафимовича Алексей Толстой начал рисовать полотно поистине вселенского масштаба, что и сыграло с произведением злую шутку, когда раздёргивание событий снижало темп повествования. К делу и без дела вставляется Виссарионыч (нет ли здесь культа личности?), но ближе ко второй половине книги события понеслись вскачь, где тяготы перехода, одновременный бардак, ужас и героизм – встали со страниц произведения в полный рост. Некоторые сцены были настолько ярки, что их потаскали вполне себе академические исследователи, чтобы подчеркнуть острую суть происходящих событий.  Пожалуй, в этих главах «Хлеб» вполне соответствует неукротимому духу «Железного потока».

В общем, годное атмосферное произведение.
Tags: Гражданская война, История, Моисеи, Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments