Для начала необходимо
определиться с ситуацией, исходя из которой, автор будет делать свои выкладки:
1. Нарастающий структурный
кризис, который имеет общемировой характер;
2. Кризис в нашей стране имеет,
как внутренние корни, так и внешнюю составляющую;
3. Структурная переделка
общемировой системы будет проходить, как минимум, долго и трудно, по этому заденет все слои общества и все
страны;
4. Во время структурной ломки
отдельные группы и кланы попытаются переиграть ситуацию в свою пользу: это ещё
больше усугубит ситуацию.
В условиях
усиливающего структурного кризиса капиталистической системы, результаты
которого неизвестны, возникает потребность в построение стабильного будущего,
где под инвестициями мы будем понимать не только финансовые операции, но все
ресурсы и усилия, которые требуются для
его построения.
Текущая
ситуация характеризуется тем, что постепенно утрачивается доверие ко всем, до
этого вполне работоспособным, принципам инвестирования в будущее. В данном случае
мы имеем в виду действия как одного человека или семьи, так и предприятия, и
финансовой группы. Рассмотрим это более подробно. На текущий момент обычному
человеку или организации были доступны следующие схемы резервирования будущего:
финансовое накопление, властные полномочия, социальные гарантии государства,
бизнес-проекты, иммиграция.
Рассмотрим по порядку:
1. Финансовое накопление
1.1. Аккумуляция денег на счёте в
банке – основная проблема в инфляции, которая не перебивается процентами, и
более чем сомнительная уверенность, что в случае кризиса эти деньги не сгорят в
пожаре гиперинфляции, а так же в принципе останутся в сохранности. Для тех, кто
уповает на иностранные валюты можно заметить, что проблем хватает и в западных
финансовых институтах (в связи с избытком напечатанных долларов), которые, рано
или поздно, потребуют переформатизации системы. Сразу заметим, что при
структурных переменах в мировой финансовой системы, обязательно будут
аутсайдеры и наши граждане однозначно откажутся в их числе. Возможно, западная
финансовая система просуществует дольше рублёвой, но, в любом случае, это
неопределённость в развитии ситуации.
1.2. Ценные бумаги – уже сейчас
можно говорить об однозначной спекулятивной составляющей большинства ценных
бумаг, т.к. в реальности никто не будет вкладывать деньги в дело, которое
окупается в течение сотни лет. Сразу видно, что суть этих бумаг – поглощение
избыточного количества денег. Опять же в случае кризиса пролетят те, кто не
входит в бенефициары системы.
1.3. Драгметаллы, антиквариат и произведения
искусства – они не подвержены инфляции, их цена растёт со временем, но это
только по мере роста самой системы. В случае обострения кризисных явлений в экономике
граждане начинают продавать накопленные ранее ресурсы; предложение начинает
превышать спрос, и цена на эти объекты падают. Не зря, многие спекулянты делают
состояния во время войны или кризисов. И это, не считая того, что да же
супер-пупер демократическое государство и гарант частной собственности САСШ
изъяло у своих граждан золото во время Великой депрессии. По этому данный вид
накопления хоть и способствует увеличению устойчивости, но ситуацию не спасает.
2. Властные полномочия – в случае
структурного кризиса власть оказывается на острие ножа, т.к. масштабные изменения
в стране будут однозначно подрывать легитимность власти, когда события могут
принять стихийный оборот, а вся или большая часть элиты пойти под нож толпы
(что было наглядно продемонстрировано в 1917 году). Для тех элитариев или
граждан, которые планируют спасаться за рубежом, можно заметить, что проблемы,
так или иначе, коснуться всех стран, из этого однозначно следует вывод, что
правительства этих стран, в первую очередь, свои проблемы будет решать за счёт
инородцев. Что мы видим на примере арабских революций, когда прозападные лидеры
одномоментно теряли доверие со стороны своих бывших патронов. Т.е. можно резюмировать, что за власть внутри
страны придётся отвечать перед народом, а за границей она без поддержки своей
державы ничего не стоит.
3. Социальные гарантии – могут
быть эффективны только при наличии здорового и устойчивого государства. В
условиях кризиса первыми под удар попадают государственные учреждения,
занимающиеся социальными обязательствами. Они либо будут существенно сокращены,
либо по ним будет объявлен дефолт.
4. Бизнес-проекты – имеют смысл,
когда в них есть спрос. Любой кризис это архаизация отношений, в т.ч. и
производственно-экономических, в результате которых могут посыпаться целые
сектора экономики. Современное предприятие это, прежде всего,
узкоспециализированное производство, которое остро реагирует на изменение
уровня спроса. В случае быстрого и обширного обвала экономики многие
предприятия не смогут держать уровень производства на безубыточном уровне, а,
значит, находятся в зоне риска. От такого падения не застрахован даже
нефтегазодобывающий комплекс, у которого резкое падение цен на сырьё может
привести к убыточному уровню добычи и транспортировки нефти. Это ещё больше
усугубит ситуацию в стране, т.к. львиная доля бюджета завязана на торговлю
энергоресурсами.
5. Иммиграция – нужно учитывать,
что кризис имеет общемировой характер, в результате которого все страны
окажутся перед лицом сокращения своих социальных обязательств и уровня жизни.
И, конечно, в первую очередь, это они будут производить за счёт некоренного
населения. Довольно сложно прогнозировать развитие ситуации по каждой конкретной
стране, но, можно уверенно говорить, что все иммигранты попадают в группу
риска, к которой будут применяться все карательные санкции. Особенно это
касается чиновников и бизнесменов, чьи средства хранятся в западных банках,
легализацию которых моментально можно поставить под сомнение.
В итоге мы
оказываемся в ситуации, когда под удар попадают не только малоимущие слои
населения, но и все остальные, включая самых богатых. Осознавая это картину в
полной мере, можно сделать следующие выводы:
1. Текущие виды инвестиции,
каковы бы эффективными они не были сейчас, могут одномоментно или с некоторой
отсрочкой по времени сгореть в будущем;
2. Достаточно сложно говорить о
том: какие из инвестиций окажутся в провале и в какую очередь. Это может быть и
быстрое падение для всех, и медленная деградация системы, ныряющей из одного в
другой кризис;
3. Кризис ИБ затронет большинство
населения, в первую очередь малообеспеченных граждан и средний класс, который
будет уничтожен под основание. Однако он будет означать изрядную ротацию и
власть имущих, многие из которых, могут пополнить число нуждающихся.
В
связи со всем вышеперечисленным необходимо сформировать новое представление об
инвестициях в будущее:
1. Выжить и обеспечить приемлемый
уровень существования на переходный период можно только сообща. Наиболее
приемлемый уровень – это государство;
2. Определить минимальный уровень
потребностей для семьи и общины;
3. На базе общин или других
коллективных организаций организовать замкнутые или полузамкнутые
производственно-экономические цепочки, которые будут ориентироваться на спрос
заданной общины и будут в состоянии действовать, когда общий спрос в стране
рухнет вследствие кризисных тенденций. Наиболее эффективной такая системы будет
на уровне государства;
4. Организовывать экономические
цепочки желательно на базе существующих экономических формаций с учётом
особенностей местного законотворчества;
5. Общины замкнуть в сетевое
сообщество с целью обмена информацией, технологиями и материальными ценностями;
6. Участие в жизни страны на базе сформированных
экономико-общественных организаций.
Логическое продолжение здесь.