wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Category:

Вместо рецензии: Современная военная проза.



Военная проза мне нравиться. Под этим надо понимать настоящую военную прозу, написанную реальными участниками событий по их следам, где, помимо любопытных деталей, главным действующим песонажем является человек и его трансформация в ходе боевых действий. Поэтому настояшей военной прозы мало, и не надо сюда пихать псевдофэнэзи про Слепого, Глухого, Хромого (нужное подчеркнуть), который одним движением руки валит толпы бородатых моджахедов, уголовную гвардию очередной ОГП или пердячим паром топит одну за другой авианосные группировки потенциального противника. В реальности всё поскромнее, что не означает, что полученные результаты были достигнуты лёгким движением руки. Наоборот, время, когда люди растут на войне - не милосердно. Где сначала нужно выжить, ну, а если при этом ещё удалось и противника завалить, то, значит что-то в военном деле ты понимаешь.

Начну я с "Матроса СпН" Андрея Загорцева. Собственно, войны в этом произведении нет, тем не менее, хорошо дан срез подготовки бойца сил специального назначения в позднем СССР. Это рассказ о инициации молодого человека, который через трудности военной жизни превращается в уверенного в себе мужчину и воина.

Здесь особо хотелось бы отметить - как автор выписал очень сложную армейскую структуру, где дедовщина (вполне терпимая в специальных подразделениях) это не только плохо, но и хорошо - так как позволяет проводить более жёсткую выборку в молодом призыве, заставляя быстрее переключать мозги в режим мужчины. Поэтому и отношения между призывами много сложнее, чем просто упал, отжался и постирал дедушки носки. Это сложний социум со своими правилами, которые позволяют осуществлять разные виды манёвра для достижения поставленных целей.

К слову, такой же подход, даже в более суровых формах, присутствует в других произведения автора (особенно про капитана Булыгу), где, под хиханьки и хахоньки, эта жёсткая система превозносится как кузня настоящих мужчин. Что здесь можно сказать?

Базовое противоречие современной армии в том, что она вынуждена существовать в друх крайне противоречивых эпостасях. То есть сильно разделяется на армию "мирного" и "военного" времени. В мирное время это цвет молодых и сильных мужчин, которые сидят на иждивении государства и заняты хернёй, при этом представляя сущственную опасность для себя и окружающих в связи с наличием оружия и прочих бухающих и бахающих приблуд. Не удивительно, что задача отцов-командиров в это время заебать бойцов так, чтобы у них силёнок ни на что шаловливое не осталось. Что и рождает столь знаменитый военный мараз, после которого в цирке не смеются. Совсем другое дело - армия военного времени. Из общественных тунеядцев армия одномоментно должна превратится в самый главный стержень государства, а её представители должны проявлять необычайные таланты и ловкость, чтобы не только выжить, но и победить. Понятное дело, что такие перерождения легко не происходят, что и приводит к периодическому эпик фейлу (Финская война, 1941 год, Первая Чечня, ВСУ в 2014 году).

Поэтому в армии присутствуют не только условные капитаны Булыги, которые могут в суровость, но и более реальные и опасные даже в мирное время маразматики, типа, полковника Кремня, о котором периодически не против расстрелять пишет Мурз. Так что жёсткость-жёсткостью, но ради дела, а не ради фетиша.

Чем ещё хорош Загорцев, так это убойным армейским юмором, который проглядывается везде, даже в, казалось бы, серьёзных произведениях. Как сказал один умный человек, чтобы уцелеть в армейском маразме мирного времени, любой способный человек должен быть немного клоуном. И как бы то не было, с юмором у Загорцева всё хорошо (если не сказать переизбыток). Есть и чисто юморные произведения: Особая офицерская группа и Спецуха. Просто обосаться кипятком.

Причём, заметил, что понимать армейские приколы стал с возрастом. Я изначально начинал работать в коммерческом строительстве, где "сколько потопаешь - столько и полопаешь", что сразу рождало деловой подход к деятельности. Нет, конечно, хватало распиздяйства и своей придурковатой специфики (например, в конце 90-х было принято мощно бухать на работе), но, в целом, маразма не было. Вопросы старались решать быстро и в рамках инженерной логики (по первости сказывалось наследство СССР), то сейчас ситуация в корне изменилась. Бал правят манагеры, у которых на всё есть один ответ: кто меньше денег даст за проект, тот девушку объект и танцует. И не важно, что доходит до идиотизма, когда по итогу денег не хватает даже на закупку материалов, а проекты рисуют девушки-дизайнеры (ибо стоят копейки), которые "так видят".

Последний раз в Москве столнулся с нумерацией портов, которые идут не как положено (слева-направа и сверху-вниз), а чуть ли не по диагонали. Оказывается так рисовать проект было удобнее проектировщику дизайнеру, а какой-то "генерал" на верхах согласовал это не глядя. Мне же мучайся - проводи работы согласно утверждённого плана. Пришлось убивать в себе инженера и копать от рассвета до забора, что привело к куче косяков и потери времени на их устранение. Особенно интересно было наблюдать за госкомиссией, которой я показывал эту причудливую хрень. Я-то к ней уже успел привыкнуть, а, вот, людей с инженерным образованием тоже корчило и колбасило, но зато всё соответствовало бумагам, а посему ко мне было не докопаться. Так что теперь я считаю, что Загорцев пишет не только зело смешно, а главное - жизненно.

К слову, про учения. Не надо забывать, что дураков в армии как бэ хватает (включая и разведку), поэтому ситуация по итогу может выглядеть так:

К сожалению, столкновения с разведкой на учениях в реальной жизни носили сугубо негативный оттенок.
Понятно, что в разведку идкт личности пассионарные, но пассионарность без мозгов приводит к следующему:
1) взяли в плен пожилую интеллигентную секретчицу-прапорщика, отошедшую в кустики с глаз долой в кустики по малочисленной нужде, и грустно размышлявшей в процессе, что даже у героинь Шолохова таких проблем не было. Взяли ее прямо под кустом со спущенными штанами, придурки.
2) Сломали чеоюсть при внезапном налете дохлому срочнику на КПП, мирно стоящему под грибочком, и никого не трогавшему:
3) Выкопали у себя в расположении зиндан, где собиралимь держать пленных. Их комбату просто повезло, что в тот раз пленных не взяли.
4) Были прокляты до 7 колена связистами, которые задолбались бегать круглые сутки по долинам и по взгорьям, восстанавливая линии связи;
5) Отделение разведчиков, поднявшее посреди ночи стрельбу в автопарке, было стихийно хором отп...жено поднявшимся как один в одном белье батальоном артиллеристов. В результате: все офицеры ЗРП, находящиеся в то время на учениях, полгода на голом окладе, прокурорская проверка, с большим геморроем чуть ли не выкупленные у л/с АКС, отобранные в драке у разведбатовцев, ну и гордые дембеля из пушкарей, уходящие на дембель в трофейных беретах.
В общем, дураков, как и везде, большинство.
А книжка - отличная! )))


Следующее произведение: "Псих". И совсем не о том, о чём подумало большинство. Никто с ума не сошёл в угаре боевых действия, а это сокращение словосочетания "психологическая операция". Что забавно, пересекается с историей Алексея Суконкина "Деривация". И тоже неплохо показывает внутреннюю кухню войны, которая в Сирии имеет для вооружённых сил страны один непосредственный плюс - мягко переводит армию с "мирных" рельсов на "военные". То есть позволяет на кошечках бармалеях потренироваться в технологиях ведения современной войны. При этом не забываются свойственные Загорцеву смехуёчки по поводу армейского маразма и житейского долбоипизма. Здесь тоже не обошлось без охотничьих баек, но, как и в "Деривации", смотрятся они уместно и не раздражают. По большому счёту, это ещё одна книга, которая показывает - как армия, не смотря на ряд недостатков, учиться воевать по новому, а в её рядах есть люди, которые это умеют и хотят. Здесь как бэ напрашивается вопрос, что такие произведения нужно двигать в массы, так как они создают положительный облик и современной российской армии, и что немаловажно - сирийской авантюре. Но, думается, современные замполиты пропустят её мимо своего бдительного ока, ибо при всём позитивном настрое хватает и описания косяков, и иронической усмешки над военными реалиями.

Как и у "Деривации" у книги есть один недостаток - она не закончена. В магазине у Круза акцентировано на 9 марта, но до этого стояло 1 марта. В общем, ждём-с.



Здесь же хотелось остановиться на двух книгах про чеченские компании. Загорцева "Город" - о первой, Суконкина "Переводчик" - о второй. Отлично показан для чего нужен спецназ и чем он отличается от остальной военной братии. Ну, и, конечно, здорово видна разница между Первой и Второй Чеченскими компаниями. Поэтому девиз "Города" - "не смотря ни на что", то "Переводчик" о другом - о взрослении на войне. На этот раз в роли подопытного юноши выступает лейтенант-пинджак, который попадает к спецназёрам в качестве переводчика, но в силу обстоятельств был вынужден осваивать и боевое ремесло. Написано без интеллегентских изысков, но и без скатывания в чернуху. С одной строны как бы драма, с другой - триумф духа. В общем, соблюдена та золотая середина, которая позволяет пройти между пафосом и грязью, показывая настоящую мужскую работу.

Опять, по идее, речь должна идти о настольной книги современного замполита, но, увы, они полны неприглядных картин войны, что идёт в разрез с модной политкорректностью.

В общем, всё представленное выше достойные образчики жанра современной военной прозы. К прочтению рекомендовано.
Tags: Война, Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments