wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Поучительная история убыхов: продолжение.

Начало здесь.



Здесь следует заметить, что убыхи не являлись единственными автохтонами черноморского побережья Кавказа, а входили в состав пёстрого конгломерата племён, которые в ту пору величали черкесами. Разве что выделялись своим свободолюбием и неукротимостью даже среди гордых народов гор - долго оставаясь ядром сопротивления против Российской империи. Поэтому судьбу убыхов (не самого многочисленного, кстати, племени на южной стороне Главного Кавказского хребта), можно смело натягивать и на другие родственные и дружественные им народы. И я в своём рассказе периодически буду перескакивать на историю черкесов, а потому возвращаться к убыхам и наоборот.

Впрочем, вернёмся к повествованию. Как только границы Российской империи подошли непосредственно к черноморскому побережью Кавказа, то вопрос взаимоотношения с горцами встал в полный рост. И далеко не все руководители на местах ратовали исключительно за военное решение вопроса. Ещё в начале 19 века генерал-губернатор южной России А.Решелье (да, фамилия у него такой) предложил план присоединения горцев за счёт включения их в имперские торгово-экономические отношения. За эту же идею ратовал, три десятка лет спустя, начальник Черноморской береговой линии Н.Н.Раевский. Суть их размышлений была вполне логична. Абречество горцев было связано не только с особенностями национального характера, но и с неразвитостью внутренней торговли, что приводило к невозможности сбывать продукты собственного производства, охоты, пчеловодства, сбора лесных ягод и орехов. Считалось, что развитая торговля при угрозе адекватного ответа на разбойничьи набеги переведёт жизнь горцев в более мирное русло.




Н.Н.Раевский - младший. Не путать со старшим - героем войны с Наполеоном. Блестяще образован, храбрый офицер и опытный дипломат. Слишком много положительных черт для функционера царского правительства, поэтому последующая опала неудивительна.

План был не плох, но натыкался на ряд серьёзных препятствий, как с русской, так и горской стороны. Например, выигравший тендер на торговлю с черкесами генуэзец Скасси быстро скатился в спекуляции, попав под суд за мошенничество и растрату казённых денег. Несмотря на то, что суд его, в целом, оправдал, момент был упущен. А на горизонте замаячило силовое решение проблемы.

Впрочем, подозреваю, что чисто мирное движение России на Кавказе всё равно бы не прокатило. И тому виной было несколько факторов. Во-первых, взаимоотношение проживающих рядом сообществ, как правило, формируется на балансе агрессии/ответке, что со временем приводит к необходимости придерживаться худо-бедно каких-то рамок. Так вот - крайняя удалённость черноморского побережья Кавказа от других развитых центров тогдашней цивилизации (там и сейчас, по большому счёту, правит "островная" психология), делали затруднительным тесное общение с более развитыми народами. Да, побережье вполне было доступно с моря. Но на нём не было ни больших городов, ни крепостей, которые боязно потерять, а население в случае опасности отступало в глухие ущелья. Лезть же в труднодоступные горы было можно, но слишком накладно. При этом добыча (в связи с крайней бедностью населения) там отсутствовала. Ну, окромя рабов. А зачем брать рабов большой кровью, если горцы сделают за тебя это сами?

Поэтому все соседние государства вели торговлю с побережьем, а в горы не лезли, что формировало у горцев специфическое представление о своём бытие как единственно возможным и неприкасаемом. Ещё раз повторюсь, что ковбой Джонни был неуловим не потому, что его никто не мог поймать, а потому что на хрен был никому не нужен.

Те же турки считали черкесов своими вассалами, но последние об этом не очень-то и догадывались. Их вполне устраивали взаимоотношения с Оттоманской империей, построенные на торговле рабами. И если Российская империя вполне себе могла заменить турецкие товары (к тому же на более высокого качества), то с черкесским экспортом возникала проблема. России (в отличие от гаремной Турции) рабы были не нужны ни физически (не смотря на специфику Крепостного права), ни идеологически - торговля людьми (за рамками опять же специфического Крепостного права) признавалась греховной.

При этом надо заметить, что работорговля на Кавказе (включая сюда и жертв прочих разбойничьих набегов) это не просто бяка-бяка, а опять же своеобразный регулятор численности населения. Общество-то традиционное, а горные долины не резиновые. К моменту переселения черкесов в Турцию земельные проблемы приобрели среди горцев известную остроту, поэтому обещание турков предоставить плодородные земли желающим - нашли закономерный отклик в сердцах их беднейшей части. В общем, набеги и работорговля были нечто вроде регулятора численности населения в тесных горных долинах. И именно поэтому такая экономическая стратегия просуществовала столетия. Более того, горцы сами продавали свои дочерей в турецкие гаремы, убивая сразу кучу зайцев. Во-первых, получали взамен различные ништяки; во-вторых, избавлялись от малоценных в горском обществе баб; в-третьих, при нормальном подходе получалось породнились с уважаемыми турецкими родами, что опять же в последующем склонило их к принятию решения об эмиграции.

Резюмируя можно заметить, что ни царские, ни советские, ни постсоветские руководители так и не смогли решить демографический вопрос горского населения, что приводило к его перепроизводству в горах и последующему давлению на равнинные земли.

Тем не менее, перед военными встал вопрос о контроле за побережьем. Стратегии было ровно две. Все они основывались на строительстве цепи фортов для контроля за устьями больших рек, но подразумевали разную логистику. В первом случае предполагалось построить дорогу вдоль побережья. Во-втором - снабжать эти форты морским путём. Так как строительство дороги это дорого и долго - выбрали второй вариант.




Высадкой десанта занимались известные военачальники и способные администраторы вице-адмирал М.П.Лазарев и генерал-майор Н.Н.Раевский. Под их руководством десантные операции, несмотря на активное противостояние горцев, завершились успешно. Потери были незначительные, да и в основном пришлись на шторм, который выбросили часть кораблей на берег.

А вот дальше в дело включилась логистика и географические особенности края и населения. Форты сразу же оказались в окружении непривычной природы и агрессивных горцев. Висевшие только на скудной линии морского снабжения гарнизоны страдали от тропических заболеваний и цинги без гарантии своевременного пополнения. Ну, а неукротимые горцы не давали расслабиться в военном плане.

Противостояние этих фортов с горцами - история достойная отдельного описания. Случалось всякое. Где-то удалось с большими трудностями отбиться, где-то гарнизон банально прозевал начало штурма, где-то обе стороны решительно бились до последнего солдата, после чего остатки форта взрывались вместе с нападающими как в Архипо-Осиповке. Которая, собственно, и получила своё название от рядового Осипова Архипа, совершившего подрыв пороховых складов Михайловского укрепления, когда горцы уже праздновали победу. Что здесь характерно – он вызвался это сделать добровольно ещё до начала штурма. То есть руководство уже понимало обречённость форта, что не поменяло их решения драться до конца.




Адмирал М.П.Лазарев - талантливый флотоводец и администратор, немало сделавшия для развития Черноморского флота, без которого контроль за береговой линией был бессмысленен.

В общем, противостояние русской армии и флота с горцами не было избиением младенцев. Да, убыхи ничего не могли противопоставить мощи современного оружия в прямом бою, но сложная логистика, изрезанный рельеф местности, а главное невозможность привлечь к решению их проблем достаточных сил, завязших в боевых действиях на северном Кавказе, создавала своеобразную патовую ситуацию, которая качалась то в одну, то в другую сторону.

В начале Крымской войны все построенные укрепления были оставлены, так как вполне могли быть подвергнуты полной блокаде как с суши, так и со стороны моря в случае подхода англо-французского флота. В обратную сторону ситуация качнулась в 60-е годы 19 столетия после разгрома Шамиля, которое высвободило значительный наряд русских сил (заметим, привычных к горной войне) для похода на черноморское побережье.

Здесь возникает вопрос: а могли бы русские и горцы договориться мирно? Пожалуй, вряд ли. И виной тому выступает как раз «островное» мышление черкесов, не имеющих соответствующего опыта общения с сильными соседскими народами. При этом уже в начале войны среди ряда убыхских аристократов было понимание, что лучше договариваться. Как правило, они жили на побережье и, в целом, привыкли общаться с чужаками. Более того первыми получали ништяки от торговых операций, так и пи
zдюлей, если что-то пошло не так. Но на народных сходках всё равно побеждало решение горной части населения, которое такого опыта не имело, и перспективным капитулянтам приходилось снова переобуваться на военные «рельсы». Ситуация ухудшилась в течении войны, когда части убыхских родов пришлось договариваться с русскими уже в ходе понесённых поражений. Они давали слово на мирное сосуществование (очень часто под гарантию других кавказских народов уже перешедших под российских протекторат, но имевших кровные связи с убыхами), но потом под давлением большинства опять возвращались к военному мейнстриму. Не удивительно, что в ходе долгой и кровопролитной Кавказской войны такое положение дел российское руководство банально подzаебало. Горцы южного склона Кавказский гор стали считаться недоговороспособными, что и обеспечило те жёсткие условия, которые стало выдвигать царское правительство к побеждённым племенам.



При этом ветреность горцев не являлось какой-то особо-изощрённо тактикой, направленной исключительно против гяуров. Пожалуй, это следствие всё такого же неумения наладить отношения с окружающими народами – даже союзными. Чему пример феерическая история верного наиба Шамиля – Магомет-Эмина, который должен был скоординировать действия адыгов и убыхов в борьбе с Российской империей.

С одной стороны, Магомет-Эмин пришёлся по вкусу и горской старшине, и простому населению. Первым импонировала его храбрость и решительность в борьбе с захватчиками, вторым набожность, которая толковала равенство всех мусульман в рамках Ислама. Впрочем, ляпота продолжалась недолго. Как истовый мусульманин он начал решительно бороться с языческими и христианскими пережитками, которые существовали у горцев. Такими были священные рощи, где под молитвы Аллаху поклонялись развешенным на деревьях крестам (спефику верований горцев отмечали многие очевидцы). Ну, а бесцеремонности  в отношении их святынь свободолюбивые горцы стерпеть не смогли и подняли восстание. В ходе которого не только разрушили крепости наиба, но заодно и построенные им мечети. Позже опечаленный наиб писал Шамилю, что больше Ислама горцы любят свободу и кровные узы.
В общем, объединить горцев не получилось ни наибу Шамиля, ни посланному из Турции потомку аристократического адыгского рода – Сефер-бею. Ровно по тем же причинам. Более того, Магомет-Эмин тут же схлестнулся с ним в бою за право управлять побережьем, проиграл, обиделся, после чего перспективный союз между ними так и не возник.

Как итог – полное фиаско. Сефер-бей, потерпев ряд поражений, забухал и умер, растеряв перед смертью всё своё влияние. Магомет-Эмин поступил мудрее: как следует поторговавшись, сдался русским властям. Те, были так рады, что последний наиб Шамиля сдался без боя, согласились на все его требования. Что ещё раз показывает, что вовремя предать – значит предвидеть, а для горцев до определённого времени оставался шанс выторговать себе хорошие условия для почётной капитуляции.

Примерно так же события развивались и с внутренним самоуправлением горцев. Не смотря на существенные потребности в создании общественных структур, которые бы объединяли и концентрировали силы горцев на особо важных направлениях, горцам довольно быстро надоедали игры в государство, после чего они забивали «болт» на обязательства и разбредались по своим аулам.
Ну, а русское командование, уставшее от постоянных набегов и горских мятежей, действовало решительно. Уже в начале 1864 года через перевал в районе Гойтха в долину Туапсе перешёл Даховский отряд в составе 13,5 батальонов, 6 горных орудий, роты сапёров, трёх сотен казаков, двух сотен кабардинской милиции и двух эскадронов драгун под командованием генерала Геймана.

Деморализованные предыдущими победами русского оружия старейшины шапсугов потянулись к русскому командованию изъявлять покорность и выслушать требования русских властей. Оно звучало жёстко и непреклонно: либо переселение на равнинные земли Кубани под надзор казаков, либо эмиграция в Турцию. Озвучивался так же срок выполнения ультиматума, после чего русские войска обещали начать жечь аулы.

Вопреки распространённым домыслам каких-то особых кровавостей не случилось, как в силу отсутствия крупных сражений (которые по идее могли ожесточить и русских, и черкесов), так и в силу согласия горцев выполнить условия ультиматума. Горцам давалось вполне достаточно времени, чтобы уйти из аулов, после чего войска разрушали пустые жилища с минимальными потерями для всех сторон.
И даже убыхи, неистовые воины гор, пребывали в пессимизме. От них так же явилась делегация к генералу Гейману, где хитрожопые старейшины хотели оттянуть время выполнения ультиматума до лета, считая это время года лучшим для торга. Осведомлённый о такой тактике генерал ещё раз озвучил условия капитуляции, после чего покинул собрание. Чем поставил точку в период безусловного доминирования убыхов на побережье.

Они ещё попытались дать бой, но партию войны поддержала лишь убыхская молодёжь, которая дрогнула после незначительного нажатия русских отрядов и стремительно бежала (что убыхам, в принципе, было раньше не свойственно), разнося панику по окрестным селениям. Теперь к русскому руководству потянулись убыхские старейшины, чтобы выразить свою покорность и желание переселиться в Турцию.
Порядка полумиллиона человек выбрали своим решением покинуть родные места и эмигрировать в Османскую империю, и лишь незначительное количество согласилось на Кубань. Тем самым ещё раз подтвердив свою горскую упёртость. Впрочем, царское правительство не возражало. Более того, оно было счастливо до жопы, что упрямые и непредсказуемые абреки покидают российскую юрисдикцию.

Ну, а основную массу горцев ждала печальная учесть изгнанников, которая закончилась для них демографической и культурной катастрофой. Причём дело даже не в османских кознях, которые, типа, прокинули братушек-мусульман, а в беспрецедентном масштабе переселения. Дело в том, что ещё за пару лет до озвученных событий наиболее мудрая верхушка черкесских старшин начала переселяться в Турцию, где встретила вполне радушный приём. Что, к слову, так же повлияло на принятие решения об эмиграции. Думаю, что все хорошо помнят недавние проблемы в Европе при наплыве большого количества беженцев с Ближнего Востока и Африки – то что же говорить об Османской империи, которая к тому же в середине 19 века была далека от пика своего могущества.

Как итог: огромное количество населения сгрудилось в маленьких приёмных лагерях. Сразу же начали бушевать эпидемии, помноженные на скудный продовольственный паёк, вороватость и неисполнительность турецкой бюрократии. Черкесское население понесло дикие демографические потери, потеряло свой язык и самобытность, но выжило. И, да, они помнят, что когда-то владели огромной территорией на черноморском побережье. И не удивлюсь, что, случись чего, именно они пойдут в первой волне десанта.
Вот влажные мечты из штаба Свободной Сирийской армии:



А это нечто более реальное:



Конечно, у самих черкесов силёнок маловато, но если найдутся желающие из-за бугра (нет ли здесь намёка на бывших переселенцев?), то полыхнёт не на шутку.

Готов ли к этому местный армян-сервиз? Вопрос весьма примечательный.

Ну, и последний штришок. Собственно, армяне появились на побережье, в первую очередь, как обратный демографический поток. В конце 19 века усилилось давление на христианское население Малой Азии (в т.ч. со стороны недавних иммигрантов), что совпало с желанием царского правительства заселить пустующие земли народом, умеющим вести хозяйство в условиях гор. Вот и потёк обратный ручеёк переселенцев из Османской империи. Ну, а потом и остальные народности подтянулись со всех городов и всей Российской империи, включая ближнее и дальнее забугорье. Что и определило, собственно, столь сложный этнически рисунок региона. Который, скорее всего, в ближайшее время пройдёт проверку на прочность.

К слову, выходцы из современной Армении считаются понаехавшими. Прямо таки волнуюсь – что на это скажут потомки убыхов.

Вот такая занятная история развалин лооского храма. Довольно забавно узнать, что наиболее жёсткое противостояние русскому продвижению на Кавказ оказали бывшие христиане побережья. Что привело к тому, что царское правительство, как это модно сейчас говорить, заложило «атомную бомбу» под регион. Впрочем, я не собираюсь, ни возвеличивать, ни упрекать царское правительство за проводимую политику.  Тем более плакаться по судьбе убыхов. Каждый из них действовал в рамках своих представлений о правильном, имея на то собственные резоны и возможности. Ну, а историю, как известно, пишет сильнейший. Что, впрочем, не отменяло возможность договориться слабейшему. Благо такая возможность существовала.

Tags: История, Мифологемы
Subscribe

  • Рецензия: А. Миргородский Красный десант 1918 года

    Всё никак руки не доходили. А книга весьма интересная, так как затрагивает события, предшествующие Железному потоку. И во многом объясняющая многие…

  • Разное...

    Черновики бога. А началось все в далекой центральноафриканской Республике Габона, близ крупного города Франсвиль. В 2010 году были описаны и…

  • Умеют ли русские работать...

    История от Игоря Николаева. Ситуация здесь более пародоксальная. Желание постсоветских элитариев найти дешёвую высококвалифицированную силу, чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments