wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

О гражданской войне на Тереке...

Окунулся случайно, и, как водиться, увлёкся. Генезис гражданской войны на Тереке (как, впрочем, и в Дагестане) был прост. Эти территории отошли к Российской империи в результате продолжительной и кровавой Кавказской войны, чьи раны, даже спустя шесть десятков лет, ещё не заросли. Территория была населена победителями и их союзниками (в данном случае терским казачеством, осетинами и кабардой) и проигравшими (ингушами и чеченцами). Последние, вдобавок, лишились части равнинных плодородных земель и были выдавлены в горные районы. Думаю, не стоит говорить, что для традиционного общества с огромной рождаемостью - это был приговор. В общем, земельные проблемы будоражили не только перенаселённый центр России.

Ну, а с идеологической точки зрения на горское общество влияли два процесса. Первый - это вхождение в экономический и культурный ареал Российской империи, который, хотели они того или нет, вовлекал горцев в чуждый для них изначально мир. Появляет горская интеллегенция, которая училась в Москве и Питера, а то и зарубежом, которая мыслила уже в рамках европейских ценностей. Вторая - духовный мир Ислама, где серьёзное (но не достаточное) влияние имела Оттоманская империя. Почему недостаточная, хотя турецких мессионеров с охоткой принимали духовные лидеры горцев? Ну, так Российская империя сумела развернуть поток добровольцев из горских племён в Туземный корпус, в то время, как каких-то особенных восстаний протурецкие агенты до революции так и не сумели поднять. Российская культура медленно перемалывала упрямый горский мир, но "атомные бомбы" уже были заложены.

В общем, когда случилась Февральская революция весь Терек, как и страна, встал на уши. Все чаяли решения наболевших проблем. Причём, все заинтересованные стороны прикладывали существенные усилия для недопущения гражданской войны, что, впрочем, полностью херелось стихийным абречеством со стороны ингушей и чеченцев, как, впрочем, и ответными действиями казаков. О том, как терские казаки вместе с большевиками ходили на ингушей и чеченцев (неожиданно, да!) - я расскажу как-нибудь потом, а сейчас опишу один любопытный эпизод идеологических метаний.

Как было сказано раньше, горские элиты тяготели, с одной стороны, к либеральным воззрения (да-да, так и было) и к классическому исламу. И если образованная часть горской интеллегеций вполне себе предавалась "разврату" демократии с бесконечными выборами, советами и совещаниями, то духовенство было озадачено выбором имама. Ну, как озадачилось? Были уважаемые духовные лидеры, которые считали, что не плохо бы объединить всех горцев под своим началом. Ну, а так как революционны флюиды достигли и диких горых аулов, то происходило это всё в рамках условных выборов. Впрочем, со своей спецификой.

Так Союз объединённых горцев созвал на 23 августа 1917 года II гоский съезд в высокорном ауле Анди, дабы порешать накопившиеся вопросы, ну, и заодно выбрать имама. На его роль сватали известного духовного лидера Н. Гоцинского, за которого с упорством  носорога выступил Узун Хаджи Салтиниский. Который, впрочем, помимо неиссякаемой энергии, вполне правильно спрогнозировал события. Сборище горячих джигитов, где лидировали мюриды - религиозные последователи кандидата на главу горских мусульман, быстро создали наэлектризованную атмосферу, где потерялись умники из интеллегенских кругов. Неожиданно они обнаружили, что съезд представляет из себя совет духовенства, и вынуждены были целовать полы халата Н. Гоцинскому. И попробуй не поцелуй, если рядом стоят с кривыми кинжалами экзальтированные молодцы из свиты духовного лидера, которые мигом сделают нечистивцу секир-башка.

И был бы у горцев новый Шамиль имам, но в тщательно отрежессированная и столь же авантюрная задумка, получила подножку с неожиданной стороны. Авторитетные шейхи чеченцев Д.Арсанов и С.Гайсумов решительно высказались против избрания имама. Пришлось Н. Гоцинскому переобуваться в прыжке. Головы интеллегенции остались целы, наоборот, неудавшийся имам решил пойти с ними на компромисс. Гоцинский признал светскую власть ЦК Союза объединённых горцев, а те с облегчением назначили его муфтием мусульман Северного Кавказа.

В общем, прежде чем заинтересованные стороны начали активно резать друг друга - таких переобуваний в воздухе произошло достаточное количество. Кстати, в Дагестане среди горской интеллегенции были популярны не либералы, а социалисты в связи с дикой нехваткой земли в горной части страны. Но это уже другая история.
Tags: Гражданская война, Революция, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments