?

Log in

No account? Create an account

"Никому не избежать битвы. Кто сражается - победит, кто бежит - падёт." Фульхерий Шартрский 11 в.

Previous Entry Share Next Entry
О гражданской войне на Тереке...
wwold
Окунулся случайно, и, как водиться, увлёкся. Генезис гражданской войны на Тереке (как, впрочем, и в Дагестане) был прост. Эти территории отошли к Российской империи в результате продолжительной и кровавой Кавказской войны, чьи раны, даже спустя шесть десятков лет, ещё не заросли. Территория была населена победителями и их союзниками (в данном случае терским казачеством, осетинами и кабардой) и проигравшими (ингушами и чеченцами). Последние, вдобавок, лишились части равнинных плодородных земель и были выдавлены в горные районы. Думаю, не стоит говорить, что для традиционного общества с огромной рождаемостью - это был приговор. В общем, земельные проблемы будоражили не только перенаселённый центр России.

Ну, а с идеологической точки зрения на горское общество влияли два процесса. Первый - это вхождение в экономический и культурный ареал Российской империи, который, хотели они того или нет, вовлекал горцев в чуждый для них изначально мир. Появляет горская интеллегенция, которая училась в Москве и Питера, а то и зарубежом, которая мыслила уже в рамках европейских ценностей. Вторая - духовный мир Ислама, где серьёзное (но не достаточное) влияние имела Оттоманская империя. Почему недостаточная, хотя турецких мессионеров с охоткой принимали духовные лидеры горцев? Ну, так Российская империя сумела развернуть поток добровольцев из горских племён в Туземный корпус, в то время, как каких-то особенных восстаний протурецкие агенты до революции так и не сумели поднять. Российская культура медленно перемалывала упрямый горский мир, но "атомные бомбы" уже были заложены.

В общем, когда случилась Февральская революция весь Терек, как и страна, встал на уши. Все чаяли решения наболевших проблем. Причём, все заинтересованные стороны прикладывали существенные усилия для недопущения гражданской войны, что, впрочем, полностью херелось стихийным абречеством со стороны ингушей и чеченцев, как, впрочем, и ответными действиями казаков. О том, как терские казаки вместе с большевиками ходили на ингушей и чеченцев (неожиданно, да!) - я расскажу как-нибудь потом, а сейчас опишу один любопытный эпизод идеологических метаний.

Как было сказано раньше, горские элиты тяготели, с одной стороны, к либеральным воззрения (да-да, так и было) и к классическому исламу. И если образованная часть горской интеллегеций вполне себе предавалась "разврату" демократии с бесконечными выборами, советами и совещаниями, то духовенство было озадачено выбором имама. Ну, как озадачилось? Были уважаемые духовные лидеры, которые считали, что не плохо бы объединить всех горцев под своим началом. Ну, а так как революционны флюиды достигли и диких горых аулов, то происходило это всё в рамках условных выборов. Впрочем, со своей спецификой.

Так Союз объединённых горцев созвал на 23 августа 1917 года II гоский съезд в высокорном ауле Анди, дабы порешать накопившиеся вопросы, ну, и заодно выбрать имама. На его роль сватали известного духовного лидера Н. Гоцинского, за которого с упорством  носорога выступил Узун Хаджи Салтиниский. Который, впрочем, помимо неиссякаемой энергии, вполне правильно спрогнозировал события. Сборище горячих джигитов, где лидировали мюриды - религиозные последователи кандидата на главу горских мусульман, быстро создали наэлектризованную атмосферу, где потерялись умники из интеллегенских кругов. Неожиданно они обнаружили, что съезд представляет из себя совет духовенства, и вынуждены были целовать полы халата Н. Гоцинскому. И попробуй не поцелуй, если рядом стоят с кривыми кинжалами экзальтированные молодцы из свиты духовного лидера, которые мигом сделают нечистивцу секир-башка.

И был бы у горцев новый Шамиль имам, но в тщательно отрежессированная и столь же авантюрная задумка, получила подножку с неожиданной стороны. Авторитетные шейхи чеченцев Д.Арсанов и С.Гайсумов решительно высказались против избрания имама. Пришлось Н. Гоцинскому переобуваться в прыжке. Головы интеллегенции остались целы, наоборот, неудавшийся имам решил пойти с ними на компромисс. Гоцинский признал светскую власть ЦК Союза объединённых горцев, а те с облегчением назначили его муфтием мусульман Северного Кавказа.

В общем, прежде чем заинтересованные стороны начали активно резать друг друга - таких переобуваний в воздухе произошло достаточное количество. Кстати, в Дагестане среди горской интеллегенции были популярны не либералы, а социалисты в связи с дикой нехваткой земли в горной части страны. Но это уже другая история.


  • 1
Все несколько сложнее
"Территория была населена победителями и их союзниками (в данном случае терским казачеством, осетинами и кабардой"
которые имели практически поголовные терки по земельному вопросу село на село, на низовом уровне, так сказать.
Ну и неупомянутыми остались иногородние, т.е. русское неказачье население.
Вот эта вся компания и воевала во всех мыслимых комбинациях:)

  • 1