Categories:

Про политкорректность в литературе и жизни.

Современная цензура осуществляется через политкорректность. Казалось бы, торжествует свобода словы, а, тем не менее, наиболее спорные и жаренные темы находятся в режиме запрета. А тем, кто поднимает их, применяются меры, прежде всего, административного, коммерческого давления, а в последнее время и уголовного кодекса. Поэтому о некоторых вещах проще молчать, чем говорить.

Ну, и, понятное дело, что от этого крайне страдает серьёзная прогнозистика и тот подраздел фантастики, который должен обыгрывать социальную проблематику будущего. То есть мы живём в период фазового перехода, когда наш социум изменится по умолчанию, а обсудить эти перемены не получается, так как это "раскачивание лодки". Вот и рассказывают ведущие футурологи о грядущем писице через плотный кляп политкорректности.

Проблема усугубляется тем, что массовый читатель, приученный к скудному и далёкому от реалий набору мифологем, начинает плохо воспринимать иное. Ему хоть ссы в глаза - всё божья роса. Тем, кто думает, что проблема высосана из пальца, расскажу следующую байку.

Я лично фантастикой балуюсь по утилитарным причинам. Прежде всего, она позволяет обыгрывать такие вещи, которые в реальной прогнозистике смотрелись бы не очень хорошо. Как в силу невысокой вероятности появления, так и в силу той же самой политкорректности. Всё-таки данный художественный жанр позволяет значительно расширить вариации возможностей и поиграться с ними. Ну, и, во-вторых, посмотреть: как народ реагирует на эти произведения, где важная смысловая информация подчас сокрыта под тканью развлекательного сюжета.

Таковым является рассказ на тему зомби-апокалипсиса, который, на мой взгляд, как нельзя лучше отражает страхи современного человека перед глубоким общественным кризисом, когда оно, общество, в одночасье из удобной цивилизационной настройки превращается в кровожадного врага. В общем, не самый плохой способ показать проблемы человеческого социума через призму зомби-страстей. Понятное дело, что сами страсти играют лишь фоновую роль, где основной мыслью в рассказе выступает сюжет "преступления и наказания", а точнее его православная версия "всё по грехам нашим". Ну, и не обошлось без злой политической сатиры на межклассовые отношения.

Так как в ЖЖ рассказ не зажёг, я через какое-то время отправил его на парочку профильных сайтов, где люди увлекаются зомбаками и прочими апокалипсисами. По результатам просто рыдал. На одном из говно-сайтов про зомбей - он не прошёл модерацию. Типа, жрать взрослых и детей, заливая всё потоками крови, зомби могут, а как только появляется немного политической сатиры, они поскуливая разбегаются во все стороны. Ну, и кто у нас нонче кровожадный монстр?

На втором сайте модерации не было, поэтому рассказ ушёл в жизнь, и думаете чо? Мне высказали общее "фи" в связи с тем, что главные герои матерятся! Во время зомби-апокалипсиса! В итоге набежали плакальщики, которые потребовали вернуть модерацию и расстрельные подвалы.

В общем, я оказался крайне доволен результатам, так как воочию увидел, как действуют политкорректные запоры внутри мозга среднестатистического читателя. В то время, как никто не увидел в рассказе вполне себе православной притчи, активная часть потребовала, чтобы герои соответствовали их требованию пушистости. В первую очередь, не матерились. Даже когда к ним бежит толпа зомби. Ага-ага, должны глубокомыленно изречь: право, какая досада! А слово "бля", после которого можно смело брать руки в ноги, здесь неуместно.

А робяты ещё удивляются, почему их мрачный по началу "Год ворона" не зашёл в массы. Дык, потому что не потакает запросам этих самых масс, показывая их беззащитность перед прозой жизни, как, впрочем, и её неумытость.

В общем, последнее десятилетие-полтора не прошли бесследно в мозгах наших сограждан. У них, итак, были проблемы с критическим мышлением - теперь на них вдобавок навесили запоры политкорректности. Поэтому им серьёзная фантастика и не нужна. Они к ней банально не готовы.

Не нужна читателю, не нужно и издателю. Нет запроса - вымерли писатели-середнячки, на которых и возлагалась эта задача. Получилась выжженная "земля". А раз "земля" выжжена, то все начинают разбегаться с делянки, где нет жизни. Ну, и понеслось по спирали. Собственно, раскрутка системного кризиса в обществе имеет примерно же механизм. Народонаселение, включая элиту, буквально силой устанавливают себе в голове различные запоры, не позволяющие посмотреть реальности в лицо. Только в отличие от загубленной фантастики у такой стратегии негативные последствия более печальные. Когда случиться настоящий взрыв, массы неожидано обнаружат, что реальность очень сильно расходится с их пожелалками. А за такие вещи история любит взымать особо неприподъёмную плату.

Как-то так.