wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Вместо рецензии: "Год Ворона" М.Рагимов, И.Николаев, ХХХ.



Картинка сугобо для привлечения внимания, что не умоляет того, что "Год ворона" хорошая, нет - отличная ремесленная работа. Это и технотриллер, и крепкий криминально-политический боевик, в общем, довольно редкий зверь для вышеперечисленных фантастов (irkuem, red_atomic_tank и неизвестного третьего). И, тем не менее, получился очень хорошо.

По своей сути и реализации похож на творения Даниила Корецкого конца 90-х - начала нулевых, типа, "Оперативного псевдонима" и "Татуированной кожи". Те же секреты рухнувшей империии, густо намешанные на перестроечном бардаке и параде суверенитетов. Те же выброшенные на обочину бывшие винтики системы, которые сумели взять себя в руки и железной волей, и былой спецподготовкой прокладывающих курс по неизвестному форватору новых времён. В общем, раздолье для конспиролога автора криминального жанра с примесью техно- и триллера. Но и написать не просто - нужна техническая достоверность, знание кучи деталей, очень часто пересекающих несколько исторических эпох. И авторы с этим справляются. История смотрится зло, атмосферно и при этом логично и технически обосновано. Да, работа для заклёпочников есть, но это тот случай, когда количество косяков не превышает разумной нормы для стороннего читателя (то есть меня).

И, пожалуй, самое главное - книга (по краней мере, её первая часть) весьма жёсткая и откровенная. Некоторые моменты вполне себе дискутабельны и сейчас. Авторы рассматривают американский истеблишмент не как единый мировой центр зла (ЗОГ, мировое правительство жидорептилоилов), а как сложную клановую систему, которая рубится за власть между собой. Упомянутые "менялы" и "оружейники" вполне себе ложаться на современную теорию Хазина с его "финансистами" и "изоляционистами". Что, в общем-то, показывает на понимание инициатором сюжета текущих реалий.

Итак, в далёком 87-м году советский стратег Ту-95 возвращается с испытаний новой атомной бомбы, обнаруживает, что держатели, не смотря на показания датчиков, объект не сбросили. Перестройка, бардак. Лётчики решают не докладывать о ЧП, а потихоньку прикапывают страшный груз. Но атомная бомба такая вещь, которая не пропадает просто так. Она нужна многим. На ней можно заработать, сделать карьеру, провернуть стратегическую комбинацию, да просто сломать жизнь. И страшная тайна из далёких восьмидесятых всплывает спустя два десятилетия, чтобы сотрясти устои мирного и спивающегося городка в окрестностях бывшего военного аэродрома. И понеслось...

Прекрасное произведение, но в массы, увы, не пойдёт. И дело здесь не в сюжете и не в слоге - дело в современных стандартах издательства и стереотипных отложениях в головах народных масс.

Дело в том, что первая часть произведения (которая и должна засасывать рядового читателя в историю) написана с излишней и нещадящей правдоподобностью. Мало того, что он должен сначала продраться через дреби технических деталей, которые показывают - почему, собственно, случилась завязка всей этой истории, так он ещё проваливается в мрачный мир деградирущей провинции с неявным на первых порах положительным героем.

Сравнивая это произведение с, в общем-то, неплохими опусами Корецкого заметны существенные различия. Так, например, он очень дозировано подаёт технические детали, что позволяет малосведующему читателю легче погружаться в пучины истории, но самое главное - у него иной облик главного героя. Не смотря на то, что, как правило, это всегда человек, попавший в сложную жизненную ситуацию, выглядит он всегда как аристократ. Создаётся ощущение, что это временная и несправедливая ситуация, которая быстро исправится. Что, в общем-то, герои его боевиков и доказывают. У него герои, не смотря на колхозное происхождение, всегда тянулись к аристократическим ништякам: классической одежде, еде или иным прибамбасам, отделяющим породистого человека от сиволапого быдла. Типа, герой с ума мог сходить от скрипки Страдивари и сам сыграть пару увертюр Баха на барабане. В общем, во всём положительный человек, где сразу понимаешь, что его трудности - временные.

В "вороне" немного иная ситуация. Падение человека редко выглядит как благородная трагедия о "бедненько, но чисто". Как правило, это неприглядное зрелище. Это только на голливудщине Брюс Уилисс после недельного запоя выглядит как милый медвежонок. Обычно такой человек не вызывает у стороннего наблюдателя благоговейного трепета, что в книге и показано со всей беспощадностью. ГГ почти опустившийся человек, который вызывает не сострадание, а брезгливость. Не удивительно, что современный читатель, привыкший к голливудским пушистым алкоголикам и книжным "аристократам" в изгнании, нервно реагирует на суровую прозу жизни.  Им нужно подавать героя изначально белого и прекрасного.

То же самое можно сказать об атмосфере безысходности, раскинувший свои длани над первой частью книги. Здесь нет сурового ока государева, который знает как поступить во всех сложных обстоятельствах, нет неподкупных суперменов, которые всегда превзмогут и спасут. Билять, здесь даже мирового правительства нет и заговора жидорептилоидов - ясен пень, что авторы брешут как электровеники. В общем, книга будет бить наотмашь нежному читателю своей правдой жизни и отсутствием политкорректности. Здесь главный герой спивается без должного дела, а госструктуры продались забугорникам по самые помидоры. Здесь всем похуй, правит деградация, как физическая, так и моральная. В общем, не потянет такое рубление правды-матки простодушный современный читатель. Не приучен.

К слову, во-второй части авторы исправлятся и дух Корецкого своих лучших годов воспоряет над произведением. Во-первых, главгерой всё-таки вынужден воспарить над своей деградацией и к нему начинаешь относиться позитивно; во-вторых, появляются всякие ништяки (секретные службы, правильные знакомые), которые обеспечивают благоприятный исход операции, изначально выглядевшей забегом для него в один конец. Но, увы, до этого момента продеруться не все нежные читатели.

Короче, мне очень понравилось. И первая (более злая), и вторая (более оптимистическая) части. При этом целостность произведения не особо потерялась. Но издатели такого финта ушами не пропустят. Им нужна изначально благостная история про шпионские похождения, где бы читатель остался бы при своих нежных эмоциях и мифах .

Кто думает, что я несколько нагнетаю - есть у меня одна забаная ситория про политкорректность. Но, пожалуй, расскажу её в следующий раз.
Tags: Рецензии
Subscribe

  • А задам-ка я вопрос.

    Кто сей славный юноша? Понятное дело, что революционер. Дружил с одним семинаристом.

  • Вопрос в зрительный зал.

    Читнул здесь про затейливый движок на самолёте. Типа, будут делать его на эффекте сверхпроводимости. А ведь это прорыв намного значимей, чем…

  • А что у нас СМИ про ЦАР возбудились?

    ЦАР - это Центрально-африканская республика, а не "царь" без мягкого знака как подумали некоторые жертвы Егэ. Злые языки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • А задам-ка я вопрос.

    Кто сей славный юноша? Понятное дело, что революционер. Дружил с одним семинаристом.

  • Вопрос в зрительный зал.

    Читнул здесь про затейливый движок на самолёте. Типа, будут делать его на эффекте сверхпроводимости. А ведь это прорыв намного значимей, чем…

  • А что у нас СМИ про ЦАР возбудились?

    ЦАР - это Центрально-африканская республика, а не "царь" без мягкого знака как подумали некоторые жертвы Егэ. Злые языки…