Чем интересно? Во-первых, вскрывает причины, приведшие страну к ситуации 1968 года. Так сказать, классика жанра. Плановая экономика, используемая в ЧССР, дала бурный эффект в течение первых двух пятилеток, после чего стала выдыхаться. Третья пятилетка показала, что идёт топтание на месте. Руководство страны решило искать выход в экономических реформах а-ля запад, которые довольно быстро нивелировали плюсы плана, но не принесли выгод, собственно, рынка. Следующей была мысль, что во всём виноват xуёвый социализм. Начался открытый крен на запад, одновременно сопровождаемый коллапсом экономики и социальных обязательств государства. В силу херовой жизни довольно изрядное число граждан (особенно молодёжи) на эту пропаганду велось. Ну, и понеслось.
Во-вторых, показано - как действовали "ялтинские" договорённости. Перед вторжением Брежнев лично звонил президенту США, чтобы услышать о том, что они в силе. Такую гарантию Линдон Джонсон дал. Что не помешало западу изрядно подбросить уголька в топку зарождающегося конфликта.
При этом надо понимать, что выход Чехословакии из соцблока и Варшавского договора было неприемлимо чисто по геостратегическим позициям, так как её территория разрезала Восточную Европу надвое и к тому же она граниичела с СССР. Поэтому югославов и Албанию СССР отпустить мог (это было дешевле, чем контролировать), а чехов только вместе с распадом всего блока. Что, впрочем, в последствии и случилось.
Неплохо даётся само военное противостояние, где, кстати, наглядно показано, что более жёские немцы из ГДР погасили конфликт в своей зоне ответственности быстрее и эффективнее. Но в качестве варваров почему-то запомнились вполне себе дисциплинированные и корректные русские Ваньки.
Чего нет? Плохо отражён процесс перехода к мирной жизни. Что же всё-таки привело к тому, что бурлящая Чехословакия не только угомонилась, но и испытала пару десятилетий социалистического ренессанса.
Ну, и не отражён альтернативный вариант - чехов на западе. Выиграли они или проиграли бы от перехода на противоположную сторону? Мне кажется, что за них в данном случае сыграл вариант важного геополитического пограничья, которое бы натаскивали супротив бывших союзников. А-ля Япония и Южная Корея. Что привело бы и к притоку инвестиций и к открытию западных рынков для некислой чешской промышленности.
В общем, складывается такое ощущение, что своим бунтом чехи шибко хуже для себя не сделали. И западная альтернатива для них выглядела вполне премлимо (если не брать, конечно, вариант начала Третьей мировой). Но это факт не сам по себе, а определялся как выгодным геополитическим положением, так и мощной (для Восточной Европы) экономикой.
Для социалистической же экономики прозвучал ещё один тревожный звоночек. При блестящих показателях для мобилизационных задачах - она начинала давать просадку в мирное время, когда для её развития становились некорректными жёсткие методы управления. Как правило, экономисты начинали заглядываться на альтурнативную модель - западную. При этом внося такие изменения, которые ввели, наоборот, либо к деградационным, либо застойным явлениям. В общем, такое родовое пятно развитой советской экономики. Что, в общем-то, надо осмыслить.