?

Log in

No account? Create an account

"Никому не избежать битвы. Кто сражается - победит, кто бежит - падёт." Фульхерий Шартрский 11 в.

Previous Entry Share Next Entry
По следам китайских «МАОисеев»-2.
wwold
Начало здесь.

Необходимо расставить ещё пару точек над «i». Чем для нас важна история китайских «моисеев»? Да тем, что наиболее адекватно подходит для сложившейся сегодня обстановки, когда кризис на пороге (и кризис серьёзный), а наличие резервного субъекта стратегического действия, который подхватит страну, в случае её обрушения, что-то не просматривается. Хотя, надо признать, Ильич столетие назад вряд ли со стороны выглядел главным фаворитом гонки. Увы, тогда оптимизм был основан на безудержной поступи прогресса, а царство божие на земле обещали построить модные общественно-политические теории. Например, марксизм.

А есть ли марксизм сейчас? Безусловно, как сборище ортодоксов есть. Есть и сильно творческие переосмыслители оного (как, например, Хазин и Переслегин). Но, боюсь, что для ортодоксов нет ереси противней, чем осовремененная трактовка марксистского учения, которая к тому же не завоевала признания в сколь-нибудь широких слоях населения. Поэтому, скорее всего, мы столкнёмся с тем, что старый и знакомый мир – уже всё, а ничего нового взамен не придумано. В общем, будущим «моисеям» ещё блуждать и блуждать в пустынях неизвестности. Классический пример – современная Украина, которая вылетала из обоймы относительно стабильных государств и теперь, всё ускоряясь, деградирует. Ну, не считать же за удачную стратегию пожелание - решить все вопросы за счёт России (или Евросоюза). Впрочем, об Украине в следующей серии про «Моисеев».

Итак, мы на перепутье, а GPRS/Глонасс подглючивает. И выбор у нас не между условным Путеном и Кубой, а между северной «Кубой» и северным «Сомали». И это рисует совсем не радужные реалии ни в том, ни в другом случае. Как-то так.

Немного об источниках. Что почитать по китайщине? Порекомендую относительно короткий список.

Если интересно окинуть общую историю развития: О.Непомним «История Китая XX век».



Год 2011, то есть довольно свежее и, на мой взгляд, достаточно ровное исследование, которое своей целью ставило, прежде всего, вскрыть причино-следственную связь, а не потакать идеологической картине мира. Для общего развития – пойдёт, но не надейтесь в ней найти все детали существовавших раскладов. Для этого нужно изучать другие источники.



Китайские записки (1923-1939) Отто Брауна. Отличный образчик мемуарного жанра. Немецкий коммунист и представитель Коминтерна с пером дружит, но более всего интересен тот факт, что писались они по факту начала осложнений на советско-китайской границе, поэтому носят характер критических заметок. Конечно, Мао склоняется во все щели как самый беспардонный оппортунист, но, разоблачая его, Отто Браун вынужден был показать суть тех процессов, которые происходили в чреве коммунистической партии Китая, с её интригами и борьбой за власть. И не случись ссоры в благородном коммунистическом семействе, не видать нам откровений от видного деятеля Коминтерна, ибо старые кадры умели молчать. Опять же верить напрямую Отто Брауну нельзя, но, сказанное им, можно отлично сопоставлять с другими источниками.



Александр Панцов «Мао Дзедун». Биография Великого кормчего из серии ЖЗЛ. Книга противоречивая, так как автор довольно-таки критично настроен к подопечному. С одной стороны, это хорошо, так как не облагораживает реальную картину происходящего, с другой, теряется событийная логика, приведшая Мао к триумфу. По книге реально не понятно: как коммунисты сумели победить. В общем, проблема ровно такая же, как и у прочих источников – её недостаточно, для создание общей картины происходящего. С другой стороны, очень много мелких, но интересных деталей, касающихся детства и юности главного героя, довольно забавные и не очень экскурсы в его семейную жизнь, которая игнорируется в других источниках. Много зарисовок из сопутствующихкитайских реалий со всеми их особенностями и нюансами. Что идёт книге в плюс.

Могу ещё порекомендовать добротный цикл Алексея Волынца о Тайпинском восстании, который очень хорошо объясняет предысторию некоторых событий и процессов, свойственных традиционному Китаю. Где наглядно видна – цикличность китайской истории, которую сумел (сумел ли?) разорвать Мао. В целом, можно добавить, что у Волынца по Китаю есть много неплохих зарисовок, которые я всячески рекомендую.

Ну, и напоследок можно добавить, что либеральная Википедия, касательно данного исторического периода, имеет отчётливый маоистский душок. Что меня сильно позабавило – бдят. И правильно делают.


  • 1
Добавил бы "Новейшая история Китая (1917—1970)" http://militera.lib.ru/common/h_china2/index.html
и упомянутый вами где-то "Особый район Китая." http://militera.lib.ru/db/vladimirov_pp/index.html
Последний интересен, например, описанием специфики китайской внутрипартийной борьбы. Сразу становится ясно, откуда росли ноги культурной революции.

Безусловно, на моей выборке литература по этому периоду не заканчивается.

  • 1