wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

«Моисеи» иных времён: Великий поход китайских коммунистов-1.


Восставшие тайпины: «хунтоу»-красноголовые были предшественниками партизанских армий китайских коммунистов.

Вечером 10 октября 1911 года утром 12 марта 1917 года (по григорианскому календарю) рядовой 8-го сапёрного батальона Чэн Чжэнин унтер-офицер лейб-гвардии Волынского полка Тимофей Кирпичников застрелил командира взвода Тао Цишэна начальника учебной команды штабс-капитана Лашкевича. Выстрел прозвучал в казармах города Учана запасного батальона города Петрограда, столицы провинции Хубэй в самом центре Китая в столице и центре политической жизни страны. С этого мига и пошёл отсчет времени китайской русской революции, которая по традиционному календарю Поднебесной произошла в феврале в год «синьхай» - поэтому русская китайская революция и называется Февральской Синьхайской.

Я не зря, так скомпоновал первый абзац: не смотря на весьма значительные культурно-психологические отличия двух стран, события, происходившие в них в 20 веке, носили весьма схожий характер. И царскую Россию, и цинский Китай в начале века сотрясли буржуазно-демократические революции, которые в последующем, в ходе ожесточённых гражданских войн, привели к победе коммунистических партий. При этом существовали и свои различия. Так гражданская война в Китае то затухая, то разгораясь – длилась почти четыре десятка лет. Всё это имело свои предпосылки, которые, прежде всего, указывают на тот факт, что в Китае, к моменту революции, не сложились той политической силы, способной в относительно короткий период перестроить политическую и экономическую картину страны. Поэтому длительные походы, которые логически можно связать с Красными и Белыми «Моисеями», были не только многочисленны, но и масштабны, ибо довольно сложно что-либо противопоставить Великому походу китайских коммунистов (ВПКК): пройти свыше 10 000 км пути по 12-ти провинциям, пересечь 18 горных цепей, форсировать 24 крупные реки и зыбкие травяные болота. Создаётся впечатление, что китайским коммунистам так понравилось передвигаться по стране военным табором, что сразу же за этим последовали менее известные у нас Восточный и Западный походы, которые закончились неудачно. Впрочем, интересна и специфика ВПКК. Дело в том, что в поход выступили уже сформировавшиеся части Красной армии, а в самом его процессе происходила не столько самоорганизация масс (которой до этого занимались в течение ряда лет), а устаканивание властных отношений в верхушке коммунистической партии. Именно в этом походе Мао, один из многих, закрепил позиции непререкаемого вождя китайских коммунистов. И этот момент обязательно нужно рассмотреть.

Впрочем, начать рассказ надо с предыстории - с Тайпинского восстания, которое не только со всей чёткостью показало кризис цинского Китая, но и заложило архетипы будущего противостояния. Уникальность истории Китая в его цикличности, что, на мой взгляд, связано с «рисовой» культурой. Суть её заключалась в следующем: рис, обладающий прекрасной урожайностью и калорийностью, тем не менее, требовал особого внимания к своей культивации, в связи с необходимостью строительства и эксплуатации сложных ирригационных систем. Всё это привело к появлению на ранней стадии развития в Китае мощной государственной машины. Последняя, в силу своей стабильности и умения концентрировать силы для решения масштабных общественных задач (включая строительство и эксплуатацию ирригационных систем), обеспечивала скачкообразный рост благосостояния населения, что вызывало устойчивый демографический рост. Который, впрочем, имел свои пределы, связанные с  существующими технологическими ограничениями (особенно в сельском хозяйстве), что сначала приводило к застою, потом кризису, а в последующем – к катастрофе. Да-да, та самая мальтузианская ловушка, существование которой отрицают ряд социалистов. Далее следовал период войн, революций и крестьянских восстаний, которые приводил к снижению демографическому давлению на землю. Это позволяло очередному удачливому претенденту на трон перезапустить государственную машину заново. Несмотря на то, что с каждым циклом развитие производительных сил поднималось на пару ступенек выше, набрать потенциальной энергии, чтобы преодолеть возникающий технологический барьер - не получалось. И всё повторялось заново, рождая циклическую картину мира, со временем проникшую в традиционное китайское мировоззрение и философию.

Примерно с такой же картиной столкнулось цинское правительство в середине 19 века: население росло, а возможность вводить в сельскохозяйственный оборот новые земли (даже с помощью изощрённых технических решений) сошла на нет.

Год Площадь Население Площадь
пашни, млн. пашни на ,
млн. цин душу нас.,му
1661 5.5 105.3 5.2
1675 6.1 101.7 6
1724 7.2 130.6 5.5
1753 7.8 183.7 4.3
1766 7.8 208.1 3.8
1812 7.9 361.6 2.2
1833 7.4 398.9 1.9
1850 7.7 432.2 1.8

Население и площадь пахотных земель в Китае (отсель).

Впрочем, изощрённые технические решения сами могли привести к нежелательным последствиям. Например, в 1855 году обилие дамб на реке Хуанхэ привело к заиливанию основного русла, что вызвало его смену, которое вместо юга стала впадать в море севернее Шаньдуньского полуострова.



Старое (ниже) и новое, возникшее в 1855 году русло Хуанхэ. Синим указана площадь грандиозного наводнения 1855 года

Растекающаяся по равнинной местности река привела к грандиозной гуманитарной катастрофе, где погибло огромное количество людей, а другая часть осталась без средств к существованию, что, понятное дело, любви народу к правительству, к тому же погрязшему в коррупции и дрязгах, не прибавило.

В середине 19 века сложилась любопытная картина. С одной стороны, Китай являлся (по мнению ряда исследователей) самой большой экономикой мира, с другой, обладал рыхлой и неповоротливой государственной машиной, не способной адекватно реагировать на возникающие кризисы. Чем и не преминули воспользоваться тогдашние мировые хищники, начав ввоз в страну огромного количества опия. Что ещё больше ухудшило положение вещей.



Флаг государства тайпинов. Забавно, но в своей основе положен жёлтый цвет, до этого монопольно использовавшийся маньчжурской империей Цин.

Всё это закономерно привело к ухудшению социальной обстановки в стране. В исторической хронике «Дунхуалу» с 1841 по 1849 год было зарегистрировано 110 восстаний в различных провинциях страны, некоторые из которых со временем обрели свою субъектность. Таковыми стали и тайпины, чей основатель Хун Сюцюань, провалив в третий раз экзамен на чиновничью должность, разочаровался в традиционном устройстве китайского общества и записал себя в младшие братья Христа. Теперь его интересовали не экзамены, а возможность изменить мир. К слову здесь впервые проявилась тенденция решать застарелые китайские проблемы с помощью западных идей и технологий. Не зря тайпины крайне негативно относившиеся ко многим традиционным китайским верованиям и общественным институтам, были весьма лояльны к представителям западной культуры, которых называли «братьями-варварами».

Как и любая другая масштабная идеология, возникшая в нужное время и в нужном месте, она привлекла к себе массу разнообразного и подчас весьма способного народа. Основателями секты числились: учитель, нищий, ростовщик, землевладелец, крестьянин и рудокоп. Всех их объединяло одно – они были «хакка» - дети бедных кланов. «Хакка» - буквально «гость» - потомки переселенцев с севера, которых издавна презирали и притесняли потомки коренных кланов, чья вражда со временем не утихала. В её основе борьба за основной ресурс традиционной фазы развития – землю. По своей сути он похож на противостояние «иногородних» и казаков на Юге России, что привело к обоснованному ожесточению сторон во время гражданской войны. Ситуацию в Китае осложняло наличие огромных масс населения, что и определило масштаб и кровавость будущих противостояний. Именно «хакка» станут ядром армии тайпинов и китайских коммунистов семь десятков лет спустя.

Впрочем, на этом общие моменты не заканчиваются. У Алексея Волынца, который составил добротное описание тайпинского движения, можно прочитать следующие строки:

Командир взвода «сыма» был одновременно воинским начальником, священником (политкомиссаром) и председателем колхоза.

Солдаты и командиры армии тайпинов, в отличие от «восьмизнамённых» маньчжурских гвардейцев и войск «зелёного знамени», как правило не получали денежного содержания, только продовольственный паёк. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от Небесного государя до рядового, не разрешалось обзаводиться личным имуществом – одежда, питание и прочее снабжение шли из общего котла. Практически ту же аскетичную систему советские военные советники с некоторым удивлением обнаружат в середине XX века у китайских коммунистов – в НОАК, Народно-освободительной армии Китая…

Не менее, интересно звучат идеологические проповеди тайпинов:

«Наши кладовые – это дома богатеев всего Китая, а наши амбары – амбары тех, кто спекулирует хлебом…»
«Если есть земля, её обрабатывают совместно; если есть пища, её совместно едят; есть деньги – их совместно расходуют. Повсюду должно быть равенство, и не должно быть человека, который не был бы сыт и в тепле».

Не удивительно, что сравнение с коммунизмом бросалось в глаза образованным иностранцам того времени.  Например, в 1858 году в петербургском журнале «Современник» были опубликованы отрывки из проповедей и документов тайпинов, и русский комментатор, живший ещё в крепостной России, прямо сказал про Хун Сюцюаня, что «китайский реформатор поместил в догматы своей веры коммунизм…».



Немало общего обнаруживается и в тактике начального этапа войны. Не имея возможности штурмовать большие города, тайпины колесили по сельской местности, теряя бойцов, но тут же пополняя их в нищей китайской провинции. В конце-концов, мобилизовав тысячи джонок, они совершили тысячекилометровый рывок по реке Янцзы, захватывая по пути врасплох большие города с небольшими гарнизонами, выйдя 5 мая 1853 года к древней столице Китая – Нанкину, который взяли штурмом. И здесь начинается уже другая история - государства Тайпин Тяньго.

В конце-концов тайпинское восстание было разгромлено. Причин здесь было несколько. И разлад среди руководства тайпинов, что привело к серии кровавых схваток между приближёнными Хун Сюцюаня, и радикальная экономическая и социальная политика, толкнувшая широкие слои населения в объятия ненавидимых ими ранее маньчжур. Где среди коренных китайцев выделилось ряд талантливых полководцев, которым разрешили нанять свои частные войска. Надо заметить, что последние никуда не делись и после поражения тайпинского восстания, дав начало частным армиям генералов-милитаристов – будущих владельцев постреволюционного Китая и оппонентов Красной армии. Даже западные «братья-варвары» приняли сторону цинской династии. Во-первых, тайпинам не удалось быстро завалить существующую власть; во-вторых, они были последовательные противники торговли опиумом, который стал основным товаром европейских колонизаторов.

Так или иначе, но в конкурентной гонке на выживание дряхлеющая цинская империя проявила недюжую волю к жизни. Впрочем, для последующей истории имел значение другой факт. Именно в частной (Сянской) армии, организованной легендарным Дзэн Гофанем для войны с тайпинами, служил в последующем Мао Ичан – отец Мао Цзэдуна. Скопленные в армии деньги позволили ему выкупить из долгов родовую землю, а в результате экономии и упорного труда прикупить и её излишки, что переводило его в разряд крестьян-середняков. Впрочем, на этом он не остановился -начав покупать у более бедных соседей рис и перепродавать его в городе. То есть превратился в тухао (мироеда или по-нашему кулака). Любви в семье этого не добавило, но позволило оплатить учёбу любознательному сыну, который через любовь к чтению встал на путь создания новой крестьянской армии. Да, история – обожает ироничные гримасы судьбы.

Продолжение следует.
Tags: Гражданская война, История, Китай, Моисеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment