Уже сейчас, на базе проведённых исследований, видно всю глубину современного российского кризиса и можно смоделировать ряд любопытных моделей его развития. С другой стороны, приходит понимание, что эти походы не являются самодостаточными, а лишь отражают общие тенденции того времени, которые так же требуют внимательного изучения.
Собственно, по «Моисеям» планируется серия постов о «Великом Сибирском Ледяном походе» (зима 1920 года). Уже сейчас видно, что этот переход сильно отличается от предыдущих (не важно Красной или Белой ориентации). При, казалась бы, общих предпосылках - это не пик самоорганизации масс, а путь к поражению. Что постараюсь обосновать в ходе описания самого похода.
На этом сравнительные описания длительных переходов Красных и Белых отрядов в разных регионах страны я заканчиваю. Для общего анализа этого достаточно. Хотя, безусловно, есть ещё в рамках данного цикла походы, подходящие или близкие по исследуемому формату. К таковым относится эвакуация Донецко-Криворожской республики в Царицын и поход генерала Пепеляева на Якутск.
А вот что сделать необходимо, так это изучить подобные переходы, имевших место в других странах. Здесь наиболее интересным является Великий поход китайских коммунистов 1934-35 годов, в ходе которого они с непрерывными боями прошли 10 000 км, пересекли 12 китайских провинций, преодолели 18 горных хребтов, форсировали 24 полноводные реки. В общем, такой мегапоход, малоизвестный широкой общественности. Уже сейчас можно сказать, что он отлично ложиться в рамки заданной концепции.
Ну, и чтобы перекинуть мостик в современность – есть желание изучить опыт недавних дней. Для этого хочется рассмотреть выход ополченцев под руководством Стрелкова из Славянска. Не смотря на, казалось бы, существенные отличия (возросший уровень транспортных перевозок) – мы имеем дело с аналогом классических переходов Красных и Белых сил на начальной стадии гражданской войны. Этот обзор, думается, будет подводить итог всей концепции ускоренной самоорганизации масс в условиях быстрого разрушения существующей государственной структуры.
По скорости производства работ ничего говорить не буду – всё будет зависеть от занятости и бодрости духа. При этом есть желание запустить ещё один цикл, который затрагивает общих ход революции и гражданской войны – благо повод в связи со столетним юбилеем есть всегда. Потребность в этом возникает в силу того, что какой-то здравой и структурированной информации по данному периоду нет. А его переосмысление и опыт крайне важны в свете нового социально-экономического обострения в стране и мире. Правда, объём информации, которую предстоит перелопатить – банально пугает. Ну, да делать нечего – сам не поймёшь, другие могут и не рассказать. Как-то так.