?

Log in

No account? Create an account

"Никому не избежать битвы. Кто сражается - победит, кто бежит - падёт." Фульхерий Шартрский 11 в.

Previous Entry Share Next Entry
Прольём же слёзы о российской фантастике...
wwold
Навеяно прекрасным от коллеги ecoross1. Где он сурово прошёлся по графоманам. Предложил крепить суровый профессионализм пейсательский постом и непрерывной тружбой. Таки мне есть что сказать по этому поводу.

В реальности основная проблема в том, что фантастика это не только и не столько развлечение - это территория смыслов, которая работает с будущем. Понятное дело, что графоманы не могут работать со смыслами (ибо смотри пост выше) - этот уровень им не доступен. Но их больше, а при современных возможностях распространения информации - банально забивают все каналы. Профессионализм и упорство, конечно, будет способствовать тому, что серьёзные работы пробьются наверх, но сколько на этом будет потрачено на борьбу с "белым" шумом? Правильно - до фига. А нужно это талантливому человеку, который к тому же, как правило, копает параллельно другие профессиональные темы? Правильно - нет. При этом фантастика, с упором на профессиональную базу, это тоже своеобразный ликбез, который развлекает просвещая. Нужны такие вещи обществу. Конечно же.


Поэтому развитие фантастики (как и других важных популяризаторских произведений) это общественная задача. Не внимание к ним однозначный диагноз обществу на историческую профнепригодность. Русский мир, который, прежде всего, подразумевает Русскую культуру деградирует, поэтому ему абсолютно по фиг на формирование смыслов о будущем. При этом не так важно как будет реализовываться борьба за смыслы: через госиздат или грантовую систему. Главное, чтобы общество в лице её прогрессивного класса (пох - пусть будет элита) было заинтересовано в том, чтобы стадо народ шло в направлении Светлого будущего. Что подразумевает определённую зрелость этих элит. Вот она-то и должна была заинтересована в том, чтобы талантливые и профессиональные писатели работали с заданными темами, поощеряя лучших и вознося их на вершины информационных потоков. Именно так была построена литература в СССР, да и в США периода расцвета было примерно тоже с учётом специфики. Поэтому фантастика была.

Современным же элитам общественно-полезная фантастика не нужна. Во-первых, у них наступил "конец времён", который хочется затянуть до бесконечности. Во-вторых, грамотная фантастика о будущем вскроет массу неприятных вопросов, которые требуют, как минимум, общественного обсуждения. Не всегда приятного. А оно элитам надо? Причём, не только нашим, но и забугорным тоже. Именно поэтому с фантастикой ближайшего и среднесрочного будущего - у нас туго. Что опять же подразумевает кризис, который, о боже, мы видим и в политике, и в экономике.

Так что фантастика ещё тот индикатор здоровья современной общественной системы. А за здоровьем надо следить. И дело это не единичных воинов дорог от литературы - это системный труд. Поэтому и нет результатов. Ну, а перспективные кандидаты предпочитают заниматься своими профессиональными интересами, ибо если нет запроса от общества (в духовном и материальном плане), то им проще заниматься тем, что по душе.





  • 1
-/фантастика это не только и не столько развлечение - это территория смыслов, которая работает с будущем

молоток, это не только инструмент для забивания гвоздей, но и инструмент по забиванию Гвозди тарных круглых ГОСТ 4034-63 диаметр стержня 3,0 мм, длинна 70мм :)

фантастика - это небывальшина и моделировать ей можно будущее, прошлое, настоящее, потустороннее и множество другого
имеющий мозги и из "Запада Эдема" извлечет пользу

а грамотная фантастика не нужна как раз населению, которое или заплывает жиром от пресыщености, или гонится за этой самой пресыщенностью
когда ценились "физики", был рост науки вместе с техникой, экономика перла вверх, то народ надеялся на будущее и привечал книги которые о нем расскажут.
а сейчас, когда достигнут некий потолок, народ больше стремится к развлечениям или пугалкам, "у них наступил "конец времён"" (с)

если на индикаторе привязывать стрелочку на "всё ясно", погода не улучшится :(

==а грамотная фантастика не нужна как раз населению, которое или заплывает жиром от пресыщености, или гонится за этой самой пресыщенностью==

А здесь как ставить вопрос. Понятное дело, что стадо не захочет напрягаться, но это путь в никуда. Есть масса способов гнать его к Светлому будущему на пинках.

==когда ценились "физики", был рост науки вместе с техникой, экономика перла вверх, то народ надеялся на будущее и привечал книги которые о нем расскажут.==

Вообще-то, мы живём в эпоху фазового перехода, когда ближайшие десятилетия будут эпохой небывалых перемен. Нет ли здесь потребности в качественной фантастике, которая обыграла бы эти перемены в различных вариациях? По-моему есть. Просто стадо об этом не догадывается, а современная элита этому только рада.

В общем, есть где развернуться.

-/Есть масса способов гнать его к Светлому будущему на пинках.

а смысл?
чем это будущее светлее настоящего?

и тут мы упираемся в проблему эффективности, и соотнесения потерь на пинки с полученным и требуемым результатом

-/Нет ли здесь потребности в качественной фантастике, которая обыграла бы эти перемены в различных вариациях?

американская фантастика 80х-90х рассказывала нам о гигантской роли которую в будущем будет играть Япония и ни слова о Китае

подавляющее большинство прогнозов - это тупая экстраполяция (привет Менделееву)
а жаль :(

или фантазии вроде розовских, этого писателя любовных романов для младших и старших научных сотрудников

==а смысл?
чем это будущее светлее настоящего?==

Проблема настоящего, что оно темнеет на глазах. Скоро запрос на Светлое будущее будет актуален.

==американская фантастика 80х-90х рассказывала нам о гигантской роли которую в будущем будет играть Япония и ни слова о Китае==

Япония и Китай - это триумф Азии. Что мы и имеем. Впрочем, я же писал, что проблемы не только у нас, но и у зарубежных коллег.

==подавляющее большинство прогнозов - это тупая экстраполяция (привет Менделееву)
а жаль :(==

Таки да, поэтому и надо тянуть наверх таланты и гении, которые смогут работать с более сложными конструкциями. Впрочем, даже банальные экстраполяции ещё нужно уметь обыграть. Та же роботизация производства ведёт к существенной перестройке социума, где каждый из вариантов требует проработки хотя бы в формате фантастической прозы. Или перспективное увеличение возраста жизни. Кому дать это благо? Самым богатым или самым способным? В любом обществе это будет очень острым и противоречивым вопросом - просто простор для фантаста. И хде они? А уж как неполиткошерно всё это будет звучать в рамках современных политических реалий. В общем, есть куда развиваться. Но ведь банально не видят вызовы времени.

Если человек умеет писать хорошие любовные романы, то он в нашей стране -- едва ли не уникум.
^_^

плохие

когда наркоторговцы и бандиты из джунглей, рассуждают и действуют как профессора Оксфорда в нескольких поколениях, а выпускники Оксфордов и Гарвардов как картонные дурилки, то на протяжении всей книги постоянное ощущение, что тебя сношают в мозг

А хоть кто-нибудь в России нынче умеет в любовный роман? Можно даже без [18+]...

Edited at 2016-08-31 04:33 pm (UTC)

"талантливые и профессиональные писатели работали с заданными темами, поощеряя лучших и вознося их на вершины информационных потоков. Именно так была построена литература в СССР"-и вся она оказалась просто макулатурой,не пережив конкуренции с западной фантастикой и современным миром-90-х.Именно благодаря развлекальщикам-непрофессионалам у нас снова выросли тиражи и люди стали читать.Загнать литературу опять в Союз пейсателей,конечно можно,но на фиг нам всем это нужно?Конечно кроме тех бездарей которые свои"великие"мысли,будут излагать стотысячными тиражами макулатуры.

Не надо путать поздний СССР с советской литературой в принципе, которая была. До определённого времени была актуальна и фантастика и детская литература и популярная. Потом, да, сдулась, но это кризис не литературы, а самой системы.

А талантливых писателей, да, надо поддерживать и направлять, чтобы имели возможность творить, а массы внимать не только макулатурному, но и нормальному чтиву. Причём, даже на халяву, ибо рождение и контроль над новыми смыслами отобьётся сторицев в других направлениях.

А талантливых писателей, да, надо поддерживать и направлять, чтобы имели возможность творить-а кто это будет решать?Талантливый, не талантливый?Поддержка одних, это удушение других,"неталантливых" или "недостаточно талантливых".Есть у вас такой критерий и механизм отбора?На мой взгляд очевидно что поддержка и направление писателей привели к тому у.г.в 80-х.,а деградация литературы четко прослеживается с 20-х годов.

-/а кто это будет решать?

судьи и покупатели
литературные премии и всяческие конвенты для того и существуют (с точки зрения писателя)
при СССР это тоже было, но забюрократизировалось вкрай

скорее эксперты, а покупатели всё равно будут кидаться на раскрученные имена. Вот эксперты и будут им эти имена подсказывать. Не страшно, что пара-другая графоманов найдёт путь к сердцу читателя на обычных, коммерческих основаниях. Здесь главное системность.

можно привести лошадь к реке, но не заставит ее пить
возможности пиара на рост покупок сильно преувеличены

То есть хорошую фантастику двигать никак не получиться?! Беда-печаль...

двигать то получится, а вот задвигать - нет :)
можно привести лошадь к реке, но не заставит ее пить
это раз

два
с чего вы взяли, что пропагандистская агитка - это хорошая фантастика?
трудно создать хорошую вещь с заданными параметрами, но еще труднее, если эти параметры соответствуют другой вещи (короче говоря, из говна пулю лепить)

поэтому давайте моделирование отдадим аналитикам, а фантастику - писателям
если же они в результати неких сошедшихся событий, примутся за работу своих соседей, то в случае удачи - честь им и хвала.
Менделеев дивные чемоданы делал, но это же не повод пытаться сделать из всех чемоданщикоы - выдающихся химиков.

==поэтому давайте моделирование отдадим аналитикам, а фантастику - писателям==

Дык, не кто не говорит, что исключительно фантасты должны заниматься аналитикой. Здесь правильнее говорить, что они должны такой аналитикой шибко интересоваться и популяризовать её для населения, в т.ч. написанием фантастических историй, где эту аналитику можно просклонять в более широких пределах (что, собственно, сами аналитики сделать не могут).

И, вообще, создание смыслов - это работа всего общества (по крайней мере, его элитных слоёв). Поэтому поддержка фантастики всего лишь один из элементов этой картины.

Где это вы увидели, что фантастика деградирует с 20-х? Это как раз жанр только расцвёл.

Замечу, что проблема с фантастикой у нас чётко перемешивается с проблемами экономики, где тоже не понятно: как сделать так, чтобы всё работало и всем было хорошо. Решение, как всегда, будет комплексным. Поддерживаться будут те, кто работает в заданном направлении. Графоманы и прочие гении будут жить на самофинансировании (как и сейчас).

"а деградация литературы четко прослеживается с 20-х годов"-литературы всей.

Ага. Только вот как-то получается, что львиная доля прочитанного приходится на после 20-е.

На самом деле, проблема была не в том, чтобы поддерживать политкорректных писателей. Проблема в том, что шло подавление остальных. Что и привело к вырождению.

Так об этом и пишу выше"Поддержка одних, это удушение других,"неталантливых" или "недостаточно талантливых".Любое вмешательство гос-во в лит-ру,рано или поздно приведет к контролю над ней.

>> Любое вмешательство гос-во в лит-ру,рано или поздно приведет к контролю над ней.

А зачем же кого-то душить? Ну да, есть мощные государственные издательства с миллионными тиражами. А почему нельзя иметь и негосударственных? Хай бы себе мелкие авторы издавались в негосударственных издательствах. Это могло бы снизить давление авторов друг на друга и очень сильно оздоровить обстановку даже в самих топовых государственных издательствах. Но вот для таких вещей позднесоветские ЛПРы должны были внезапно начать работать на результат. Который в нашей реальности был им, в целом, безразличен.

Edited at 2016-08-31 04:36 pm (UTC)

Мне кажется многие идеи относительно возможного будущего сейчас реализуются в фантастических сериалах. Именно в сериалах, полный метр похоже полностью ориентирован на безмозглых подростков. Например сериалы "Род человеческий", "области тьмы", минисериалы типа "черное зеркало" и прочее. К сожалению отечественного ничего на ум не приходит. Разве что вот жду второй сезон "чернобыля"

Да, сериалы сейчас рулят. И "чёрное зеркало" актуален. Но опять же не наши. И даже сериалы подразумевают наличие квалифицированных сценаристов, которые способны сделать это. Читал я как-то интервью по поводу дел в этой отрасли и можно сказать, что по сравнению со сценариями бумажная фантастика ещё живее всех живых.

>> Читал я как-то интервью по поводу дел в этой отрасли и можно сказать, что по сравнению со сценариями бумажная фантастика ещё живее всех живых.

Это вы про здесь — или про Америку?

Про здесь. Хотя про "Живее всех живых" это я утрирую.

>>фантастика это не только и не столько развлечение - это территория смыслов, которая работает с будущем

Я бы сказал, что фантастика это не столько территория смыслов, сколько трансляция смыслов. А то кто-нибудь ещё подумает, что фантасты эти смыслы создают.

Нет смыслов в обществе - нечего и транслировать.

Edited at 2016-08-31 01:24 pm (UTC)

Конечно, фантасты не в данном случае "пуп земли" по формированию смыслов - это коллективная работа. Фантасты же, благодаря своему инструментарию, могут более широко с этими смыслами могут поиграться. Посмотреть: что же будет, если сделать шаг в сторону. Вот это и есть задача фантастов: обыгрывать смыслы на поле будущего.

-/А то кто-нибудь ещё подумает, что фантасты эти смыслы создают.

почему нет
фантаст - такой же член общества, и может генерировать смыслды не хуже других, а в силу своего писательского ремесла изложит их более доступно и в игровой форме.

  • 1