Рецензия: Е.Яковкин «Русские солдаты квантунской армии».
И снова книжные развалы коллеги
В принципе, дан довольно хороший срез фактов, показывающий эмигрантское бытописание. О чём интересно поговорить. Первое: с отрывом от материнской базы сами по себе эмигранты никому не нужны, даже если являются более культурной и квалифицированной частью местного сообщества. Китайские милитаристы с удовольствием использовали русских эмигрантов в качестве пушечного мяса для решения своих текущих задач, но это не приносило каких-то особых дивидендов. Второе: в случае внешнеполитических обострений любая эмиграция будет использована для создания ядра против материнской страны. Этому, конечно, способствовал тот факт, что большинство эмигрантов были проигравшими по ходу гражданской войны в России, поэтому любви к Советской власти не испытывали по определению. Поэтому в их лице периодически меняющиеся власти маньчжурской провинции находили преданных клевретов. И чем более важной (для властей) была задача противостояния с СССР – тем более, активно привлекались эмигранты к данной деятельности.
Понятное дело, что наибольшую активность в антисоветской деятельности эмигрантская прослойка достигла в период японского владычества. В марионеточном государстве Маньчжоу-Го русское нацменьшинство оказалось в относительно привилегированных условиях. Являясь внешними интервентами, японцы активно сотрудничали с нацменьшинствами, ну, а так как их экспансивная политика предполагала в сторону СССР, то эмигранты с их антикоммунистическим бэкграундом были превосходными помощниками для этих задач. Ну, а японцы стремились это дело обставить системно. Все многочисленные эмигрантские организации были сведены в одну, а их работа поставлена на службу японским интересам. До определённого времени таковым являлось перспективное противостояние с СССР, поэтому активно создавались различные воинские подразделения, в т.ч. с разведовательно-диверсионной спецификацией. Наиболее известным из которых являлась бригада «Асано», названая в честь основателя и первого командира Макото Асано. Её представители представили участие в боях у озера Хасан и на Халхин-Голе, в многочисленных диверсиях на советско-маньчжурской границе.
При этом русскими эмигрантскими кругами данная деятельность рассматривалась очень благожелательно, как позволяющая в перспективе с помощью японцев сменить власть в России. Но если для русских эмигрантов это была идея фикс, то для японцев лишь одно из направлений для экспансии. Причём, после Перл Харбора всё более второстепенным. Серьёзным ударом по идеологическим построениям эмигрантов стал подписанный Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, а в последствии Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. Пуканы у эмигрантских кругов после этого рвало не по-детски. Что показывает степень их идеалистической сущности и место этих кругов в раскладах большой политики.
По мере того, как положения на фронтах Второй мировой склонялось в пользу антигитлеровской коалиции – менялось отношение японцев к русским вооружённым отрядам. В конце войны, опасаясь раздражения своего северного соседа, чья армия находилась на пике военных побед, японцы всё больше ограничивали деятельность русских военных формирований. Что привело к тому, что к началу, собственно, боевых действий в Маньчжурии они находились на стадии расформирования. Да, и боевой дух эмиграции был сильно подорван, как явным желанием Японии сохранить статус-кво с СССР, так и победами советского оружия. Последнее тоже закономерно: одно дело ненавидеть бедную и отсталую страну, где правят непонятные изверги-комиссары – другое державу, разгромившую сильнейшую до этого армию в мире.
В общем, итог был закономерен. Закалённые в горниле Второй мировой советские войска молниеносно сокрушают Квантунскую армию, а эмигрантские круги оказались под строгим оком «СМЕРШа». С соответствующими результатами. Автор книги негативно относится к репрессиям, развёрнутым в сторону видных деятелей эмиграции со стороны советских карательных органов. Право же, это удивительно. Всю свою жизнь многие из них были активными противниками советского строя, прикладывая многочисленные усилия для подрывной работы и антикоммунистической деятельности. Конечно, многие из них к этому времени были уже стары или сломлены психологически (как русский фашист Роздаевский, который даже писал покаянное письмо Сталину), но что их после этого – по головке гладить? В общем, репрессии были ожидаемы, а чтобы осудить их размах – нужна статистика по простым эмигрантам – как их затронула новая волна изменений. В данном случае можно заметить, что русская община в Китае была активным антисоветским центром, поэтому и рассматривалась противоположной стороной как «змеиный клубок», который требовалось раздавить. Здесь за что боролись – то и пожали. В общем, классический и закономерный пример того, что эмиграцию использовали как прокладку, которой пользовались, когда было выгодно и выбросили по ненадобности. В данном случае можно заметить, что люди имеют право выбирать свои идеологические убеждения, сражаться за них, но и нести ответственности в том случае, если эти убеждения шли в разрез социальной эволюции.