Очень не однозначный фильм Ридли Скотта по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Впервые я увидел его в конце 80-х, очарованный голливудскими картинками об Индиане Джонсе и Звёздных войнушках, поэтому не удивительно, что фильм с Харрисоном Фордом привлёк моё внимание… и разочаровал. Поэтому повторно, а можно сказать, что и в первый раз (ибо забыл всё в хлам) – увидел спустя двадцать с гаком лет.
Что можно сказать, среди фантастических фильмов – это один из немногих, который, собственно, поднимает вопросы реального будущего. В данном случае отношения к искусственно созданным людям и где будет проходить грань между человеком и не-человеком. Вторым любопытным моментом является тот факт, что фильму за трицатник, а это позволяет сравнить: как изменились взгляды на проблематику будущего за прошедшее время. Ну, и, конечно, молодой Харрисон Форд ещё не ставший легендой, которой можно покряхтеть в микрофон и фанаты уссуться от радости, поэтому вынужденному играть. Впрочем, актёрский состав фильма хорош сам по себе: от безупречного «сверхчеловека» Рудгера Хауэра до миловидной Шон Янг.
Итак, во внешних колониях андроиды, искусственно созданные люди, подняли бунт и просочились на Землю, где их присутствие противозаконно. По их следу идёт специальный офицер полиции (Харрисон Форд), который призван ликвидировать вышедшие из подчинения создания. Проблема в том, что это усовершенствованные образцы, которые не только походят на людей, но и лучше их по ряду параметров. Чему пример Рейчел, на которой охотник за головами Декард проверял старую методику по вычислению репликантов (андроидов). Суть методики в том, что проверяется эмоциональная реакция потенциальных репликантов на каверзные этические вопросы, которые они не могут пройти в силу сниженного общего эмоционального фона. В итоге Рейчел, которая была уверена на все сто, что она человек – эту проверку не проходит. Впрочем, Декарда предупредили, что Рейчел просто новая модель, которой заложены в память настоящие воспоминания, поэтому её эмоциональный фон выше. Сама суть вопросов просто восхитительна, показывая психологический срез тогдашнего общества. Например, панику и отторжение у Рейчел вызвал вопрос о подруге-лесбиянке, хотя сейчас на него большинство не обратило бы внимание. В общем, предполагая, что технологии изменятся весьма критично, создатели не смогли предугадать – как это подействует на психологию масс.
Тем не менее, главная тема фильма остаётся актуальной и сейчас: где будет проходить грань между человеком и не-человеком. Репликанты показаны отлично. С одной стороны, очень человечно, с другой, с налётом некой сумашествинки (от демонического Роя Батти до миловидной Рейчел). Они так же мыслят и испытывают эмоции, при этом ради них готовы идти на преступления, как, впрочем, отказываться от них. Чем не люди?
Всё это подано на фоне очень атмосферного города будущего, где отчётливо прослеживаются аналогии с жанром нуар, а будущие технологии и анахронизмы тщательно перемешаны. В итоге получился пессиместичный бэкграунд, на фоне которого герои делают, что должно, но не могут приблизиться к понимаю: а правы ли они. И кто они на самом деле: люди или андроиды? Что есть счастье в этом сумрачном и дождливом мире?
В фильме нет особой динамики и голливудской боёвки, которая ожидается от фантастики. Именно поэтому фильм провалился в прокате. К тому же не всегда понятна логика режиссёра (даже в личной версии фильма), что не позволяет однозначно трактовать заложенные в фильме смыслы. По большей части, эта позиция остаётся открытая, что заставляет зрителя думать. А это нравится далеко не всем. Поэтому и отзывы о фильме прямо противоположные.
К слову от режиссёр и сценарист довольно-таки далеко отошёл от литературного источника, хотя он, вполне себе, занимателен. Впрочем, самому Филипу Дику фильм понравился. Если возникнет желание посмотреть, то лучше для этого выбрать режиссёрскую версию.