wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Забытые гиганты Цеппелина IV

Хороший цикл постов, который наглядно показывает: как выглядел технологический разрыв между Российской империей и развитыми странами. Не смотря на то, что крайне революционный самолёт "Илья Муромец" был построен в России ещё в 1913 году, то есть первыми в мире, и пуск его в серию - тем не менее, до конца войны так и не удалось довести машину до должного уровня. В отличие от германского второго Рейха, который не смотря на более поздние сроки начала строительства таких машин - сумели создать целую линейку приличных тяжёлых бомбардировщиков и подошли к концепции цельнометаллического моноплана.

Проблемой России того времени являлось отсталось технологических производств, которая буквально не позволяла реализовывать революционные изобретения, которые требовали сложного оборудования и квалифицированного персонала.

Оригинал взят у vikond65 в Забытые гиганты Цеппелина IV
6312772865_872fb3c499_o

В феврале 1918 года, уже после смерти основателя и главного конструктора фирмы "Цеппелин-Штаакен" Фердинанда Цеппелина, впервые взлетел очередной созданнный на этой фирме самолет-гигант R.XIV. Первоначально на него установили четыре новейших австрийских мотора "Аустро-Даймлер" мощностью по 350 л.с., но эти двигатели оказались слишком "сырыми" и ненадежными. После нескольких отказов их заменили на проверенные 245-сильные "Майбахи", а чтобы повысить энерговооруженность машины в носу фюзеляжа поставили пятый мотор.

По своим летным характеристикам R.XIV был лучшим тяжелым бомбардировщиком Первой мировой войны, однако страдавшая от нехватки сырья и загруженная первоочередными заказами на истребители германская авиапромышленность смогла выпустить всего четыре такие машины. Они применялись совместно с R.VI на западном фронте, а один из них 10 августа был сбит английским перехватчиком. Остальные после войны отправили на слом.

Рассказ о гигантских аэропланах Цеппелина будет неполным, если не упомянуть еще об одной уникальной и революционной машине, хотя она появилась уже после войны, а ее главным конструктором был Адольф Рорбах, приглашенный Цеппелином на работу в свою фирму. Еще в 1917 году Рорбах начал проектировать скоростной тяжелый бомбардировщик принципиально новой схемы. Понимая, что расчалочные бипланы с большим лобовым сопротивлением не могут развивать высокую скорость, он замыслил свою машину как обтекамый моноплан очень чистых аэродинамических обводов с фюзеляжем в форме рыбы и четырьмя моторами, укрепленными на передней кромке крыла с элегантно скругленными законцовками.

При этом самолет был цельнометаллическим! Не только ажурный каркас, но и обшивка машины выполнялась из дюралюминия. Можно сказать, что последний гигант фирмы "Цеппелин-Штаакен", получимвший обозначение Е-4/20, опередил свое время, как минимум, на десятилетие. Самолеты подобного вида и конструкции получили распространение только в 1930-е годы. Несмотря на свою необычность, прокет был одобрен и в 1918 году приступили к сборке прототипа.

Окончание боевых действий замедлило темпы работ и заставило коренным образом переработать концепцию. Из бомбардировщика машину "на ходу" перепроектировали в комфортабельный авиалайнер на 18 пассажирских мест. Едва ли не впервые в мировой практике он был оборудован туалетом, гардеробом и мини-кухней, обеспечивающей пассажиров в полете горячим питанием. Экипаж состоял из пяти человек - двоих пилотов, радиста, бортмеханика и стюарда. Сейчас все это звучит обыденно, но в 1919 году на фоне тогдашних фанерно-полотняных "этажерок" Е-4/20 выглядел как фантастический пришелец из будущего.

Самолет впервые поднялся в воздух 3 сентября 1920 года и сразу произвел сенсацию, достигнув скорости в 230 км/ч -  более высокой, чем у тогдашних истребителей. Дальность полета составляла 1200 км, полезная нагрузка - свыше 2,5 тонн. Лайнер продемонстрировал способность лететь без снижения на трех моторах. Его предполагали использовать на почтово-пассажирской авиалинии между Берлином и Фридрихсхафеном, однако этого не случилось. Комиссия Антанты по соблюдению условий Версальского договора ультимативно потребовала уничтожить машину. И немцам пришлось подчиниться. Сперва с самолета сняли двигатели, а в 1922 году он был разобран на металл.
На заставке - "Цеппелин-Штаакен" R.XIV с группой его разработчиков и испытателей.

11-2

Первый экземпляр R.XIV во время летных испытаний. Коки винтов еще не установлены, мотогондолы не окрашены.

6312772831_6f5b2d9189_o

Летный и наземный экипаж R.XIV у своей машины.

153-2

Е-4/20 в сборочном цехе.

ZeppelinSTAAKENE4vorderErstflug

Е-4/20 и люди, причастные к его созданию, после успешного завершения первого полета.

Zeppelin_Staaken_E_4

Е-4/20 на испытаниях.

d211a1052e97b76f86a922a0bbb21a726748115afd23ae1ec8f81a08ea4fb599_1

Е-4/20 имел элероны с роговой аэродинамической компенсацией, большие застекленные окна и откидную носовую законцовку фюзеляжа, которая играла роль двери пассажирского салона.

Ans_05338-01-021

Е-4/20 с демонтированными двигателями в ожидании утилизации.
Tags: История, Технологии
Subscribe

  • Рецензия: Денис Попов "Финский излом".

    К тому же красные финны по современной терминологии были, скорее, розовыми. Типа, нашего "Комуча" или условных ижевско-воткинцев,…

  • Рецензия: Новый порядок

    Модный ноне фильмец на тему грядущих катаклизмов, поэтому глянул с интересом. Что сказать? Тема поднята важная, но снято - так себе. Было скучно…

  • Рецензия: Турист.

    Первое, что надо сказать - фильм смотрибельный. Не вот тебе шедевр, но вечерок скрасить можно. А дальше пошли нюансы. Во-первых, удивляет, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments