После вполне себе толкового конкурса рисунков «Девушка с земли» (откуда взят заглавный рисунок (2 место конкурса)) – последовал новый: «Рассказы о светлом будущем». Ну, и в силу обстоятельств мне надо было оценить уровень работ, вышедших в финал.
И что я хочу сказать? Рассказы есть, а вот будущего в них нет. От слова совсем. Более того, если бы убрать слова робот, конвертоплан, Марс заменить на БАМ, то можно смело поставить вместо СССР-2061 – СССР-1961 и ничего, собственно, не изменилось бы. Это хорошо известная и озвученная в своё время Переслегиным проблема российской современности, где люди предпочитают смотреть не будущее, а в прошлое. Это грусть-тоска об идеализированном прошлом, которое мы потеряли.
Поэтому вы не увидите в них поступи новых технологий, которая с неизбежностью марксистских догматов врывается в общество и перекраивает Производственные отношения (а значит и жизнь всего общества) под новые лекала. Здесь угнетённые трудящиеся грустно и уныло клепают роботов в мире капитализма и радостно и весело в мире победившего коммунизма, и при этом как-то забывается, что роботы вполне в состоянии клепать себя сами, а проблема, собственно, в том – чем озадачить освободившееся от станков человечество.
Здесь вы не увидите интриги и нерва чувств – всё простенько и добропорядочно. Ну, а самая главная трагедия из рассказа «Зарянка» , который, кстати, претендует на первое место, что бабуську не пускают слетать на Марс (ибо поистрепалась здоровьем). Шекспир рыдает в сторонке, а Достоевский повержен.
В общем, проза скучна и уныла, как и любой производственный роман, написанный в стиле лубок. Я ещё раз убедился, что творческого запала у любителей СССР-2.0 нет. Ну, а те, кто смотрит только в прошлое, вряд ли будут успешны в будущем.
Я, к слову, голосовал за рассказ «Синие птицы», который мне показался наиболее адекватным, за опять же общей проблемой отсутствия в нём будущего. В целом, рассказ носит архитипичный сюжет, то есть подходящий под все времена. Я так и порывался заменить конвертоплан на Миг-15бис и перебросить события в джунгли Вьетнама, как он сразу становится вполне себе аутентичным. Или на Су-24М и горы Гиндукуша. Тоже всё окажется на своих местах. А вот в локации, собственно, будущего эта история как-то плохо вписывается.
Сначала пробежимся по логике сюжета. Некие перцы нарушили государственную границу, чтобы шмальнуть по вертолёту-переростку (ибо это и есть конвертоплан) условным стингером. И что-то сразу мне перестаётся верить в могущество СССР-2061. Ибо вооружённые банды шарили на границах старого СССР только в периоды его слабости (постреволюционной и поствоенной). А коль непорядок имеет место, то сотрудники и службы на чеку, и на мякине их не проведёшь. В случае же отсутствия оных безобразий, ЧП с летательным аппаратом будет носить такой размах, что сразу же записывает этих террористов в смертники за счёт использования в розыскных мероприятиях сверхсовременной техники, что имеет массу последствий как для самих исполнителей, так и для их заказчиков. Мне вот видится проблема банального набора добровольцев для данного мероприятия. Да и довольно глупо использовать двуногий ресурс, когда есть перспективная линейка роботизированных исполнителей.
Понятное дело, что в нынешней своей стати эти робоняши для диверсионной деятельности не годятся, но на то и будущее, чтобы просмотреть – куда направится развитие разрушительной человеческой мысли.
Итак, я бы предположил, что это не столько граница, сколько либо бывшая территория военных действий, где в спящем режиме находился такой военный роботизированный комплекс. Либо, в принципе, какая-нибудь Африка, где новый СССР оказывает помощь очередному бандустану. И накал событий перенёс бы не на противостояние советский человек – условные террористы, а, например, советский человек – вражеский роботизированный комплекс. При данном раскладе в качестве летающей машины можно взять любую гражданскую модель, которую такому комплексу и сбить проще (с военной техникой справиться сложнее). Да и накал интриги повыше, так как советский человек, конечно, завсегда сильнее буржуинского, а здесь будет иметь дело с чудом враждебной техники.
Вот тогда и появляется оперативный простор для фантазии. Можно представить: как будет выглядеть этот роботизированный террор-комплекс, а так же какими возможностями будет пользоваться советский человек из будущего. Будет ли он носитель генно-модифицированного тела или иметь встроенные девайсы, а, может быть, всё по старинке будет заключаться в силе духа, смекалке и знаниях? В общем, оставив фабулу повествования, я бы рассказ переиначил полностью. Но это бы была история о будущем, где человек всё равно должен остаться человеком, даже если схлестнётся в бою со смертоносной техникой.
Как-то так.