wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Вместо рецензии: «Остров» Лунгина VS «Проверки на дорогах» Германа.


Два очень добротных фильма, которые поднимают важнейшую тему христианской традиции: преступление-наказание-покаяние-искупление. И довольно-таки интересно, как на эту тему посмотрели современный православный режиссёр и советский атеист (ибо чтобы там не говорили, а советские ценности это, по большей части, калька с Православных).

Сравнение тем более интересное в том плане, что оба фильма касаются времён Великой Отечественной войны, и преступлений совершённых в этот период, носящих одинаковый характер – это предательства.

В «Острове» Анатолий сдаёт своего командира и, выторговывая себе жизнь, расстреливает его. Сам же он после взрыва корабля попадает на остров к монахам и всю оставшуюся жизнь проводит в покаянии за свершённый грех, который он считает очень тяжёлым. Мы застаём его в образе чудаковатого старца Анатолия, которые своей мудростью и верой творит порой самые настоящие чудеса. К нему тянется народ за советом и помощью, а он страдает от невозможности искупления былого греха. До тех пор, пока у него в гостях не оказывает вице-адмирал со своей хворой дочерью. Именно в него неудачно стрелял Анатолий в 1942 году. Старец лечит молитвой дочь своего старого командира и, понимая, что прощён – умирает.  

«Проверка на дорогах»: всё тот же 1942 год, в партизанский отряд сдаётся Александр Лазарев, до этого добровольно перешедший на службу немцам, который кровью готов искупить измену. У партизан это вызывает некоторое удивление, и причины очевидны. Это в победном 44-ом былые полицаи штабелями побегут обратно, выслуживаться за своё предательство, а холодной зимой 42-го само партизанское движение стояло на волосок от гибели, задыхаясь от голода и преследуемое карателями. Ожесточение войны призывало их расстрелять Лазарева на месте: нет человека – нет проблемы. Но, казалось бы, простоватый командир отряда Локотков решил поверить перебежчику, ибо с его помощью можно было попытаться реализовать крайне дерзкую операцию. Но сначала нужно было окончательно понять: можно ли Лазареву довериться в столь серьёзном деле.

Его с двумя бойцами отправляют в засаду, где он выполняет роль подсадной утки. Казалось бы, всё прошло успешно, но в последний момент раненый офицер стреляет в спину разведчику Соломину, который до этого избил Лазарева как предателя. Свидетелей происшествия нет, поэтому Лазареву снова не доверяют и сажают под арест, где он с отчаяния пытается повеситься. Его спасают, а командир отряда ставит ему важную задачу, от выполнения которой зависит спасение от голода не только партизанского отряда, но многочисленных местных жителей. Это смертельная операция, которая либо искупит его грех, либо погубит окончательно: «И погибнуть, Лазарев, нельзя, и без вести пропасть тоже нельзя. Тебе эшелон пригнать надо. И чтобы люди подтвердить могли.»
В итоге операция пошла не так, и чтобы обеспечить её выполнение Лазарев должен был захватить вышку с пулемётом и прикрыть отходящий поезд с продовольствием. Ему это удаётся сделать, но сам он погибает. В общем, напутствие командира выполняется лишь частично: эшелон пошёл куда надо, а что случилось с Александром - люди могли только догадываться.


Для Лазарева (справа) искупления вины кровью стало не образом, а явью.
Оба этих сюжета и про преступление, и про покаяние, и про искупление. Оба вполне укладываются в рамки христианской традиции, поэтому задаёшься вопросом, а кто ближе в данном случае к истине? Нет, ли в фильмах иных скрытых смыслов?

Именно этот момент мы рассмотрим подробнее. Православие (будем говорить о нём, хотя это справедливо для многих религий) делится на две части: магия веры и философия веры. В первом случае выступают традиции и упрощённое понимание веры (верую, ибо абсурдно). Много сложнее со вторым пунктом. Литературное наследие христианства, изначально являвшееся сборником притч, со временем обрастало стройной концепцией, которую периодически надо было подводить к потребностям современности и местным особенностям. Так как довольно сложно прямо придерживаться библейских рекомендаций в современном мире далёком от античной архаики. И именно церковь выступает тем институтом, которая транслирует вечные ценности, находит им применение в современных реалиях. И, понятное дело, что на все случаи трактовок не напасёшься, поэтому действуют исходя из философской традиции и по усмотрению духовных авторитетов. Поэтому могут наблюдаться различные вариации.

Что можно сказать о данных историях? Во-первых, идёт тотальная война. Это означают простую вещь: если враг победит, то он огнём и мечом прокатиться по мирным землям, и спасения не будет ни для малых, ни для старых. То есть с православной точки зрения трус совершает двойной грех: он предаёт и себя, а так же товарищей и обычных людей, которых обязался защищать. И искупление этих грехов только одно: кровью. Ибо ещё раз напомню: идёт тотальная война, где торжествует принцип «либо победа, либо смерть». У него банально нет времени на годы покаяния, ибо если враг победит, то не будет ничего.

И что мы имеем по результатам фильмов? В одном случае предатель, пусть и с мучениями, дожил до преклонных годов. Стал, так сказать, уважаемым человеком, а напоследок даже сильно выручил свою жертву и был ею прощён. Здесь сразу возникает вопрос об одновременном выживании двух раненных/контуженных моряков в холодном Белом море. Что само по себе натяжка, которая только и смогла логически связать сюжет с искуплением. Ведь в случае смерти Тихона – Анатолий так бы не был прощён и спасён. В общем, как бы и предательство не понарошку было? А геройство на поле боя приведёт к падению духа в последующем, а предательство это путь к святости?! Именно такой посыл аршинными буквами я прочитал в сюжете фильма. Да, это фильм про искупление, но назвать его Православным я не могу – он претит русской традиции. Это современное псевдоправославие, которое нам пытаются сейчас присунуть в качестве магии веры.

А вот сюжет, укладывающийся в православный канон – это, как раз – «Проверка на дорогах». Главный герой прошёл путь испытаний и скорби, чтобы искупить свой позор, как водиться в русской традиции – кровью. Он пал в бою безвестным и довольно сложно сказать о том – как это будет описано в докладе выживших партизан, что они и их недоверчивые командиры подумают о перебежчике, который снова не вернулся с территории врага. Скорее всего, о нём банально забудут в круговороте боёв и новых испытаний. А Лазарев повторил путь истинного христианского мученика, пошёдшего на смерть ради братьев своих. И только Творец на последнем Суде сможет вынести вердикт. В общем, фильм чётко говорит: на войне грехи смываются только одним способом – кровью. Иди до конца, не взирая на жизнь свою, и не бойся, что не будет тебе воздаяния на этом свете. Именно атеисты сняли глубоко православный фильм на тему искупления. Как-то так.
Tags: Православие, Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments