Впрочем, по порядку. Желающие могут освежить прогноз на 2015 год, чтобы, так сказать, «сверить часы». Я его тогда свёл к двум развилкам: ценам на нефть и подходу наших элитариев к решению кризисных задач.
Начнём, как и в прошлый раз, с нефти. Цена на неё совсем не радует российский бюджет. Он у нас даже формируется из расчёта определённой цены – после чего неуместны претензии на счёт того, почему я столько внимания уделил этой проблеме. По большому счёту, в прошлом прогнозе я исходил из того, что цена на нефть, прежде всего, будет зависеть от деятельности ФРС. Будут они проводить новые денежные интервенции – у финансовой верхушки будет формироваться избыток спекулятивных денег, которые надо будет куда-то распихать. В итоге растущий нефтяной рынок вполне оказывается одной их тех «тихих гаваней», в которую можно вложить немного «шекелей». Как только ФРСовский ручеёк тает (ибо даже они не могут бесконтрольно печатать доллары) – нефть начинают покупать ровно за столько – сколько она стоит на рынке. А здесь надо учитывать, что за последние полтора десятилетия нефтяного ренессанса в отрасль пришли огромные инвестиции, которые привели и к перевооружению нефтедобывающего комплекса (а значит уменьшению себестоимости добычи нефти), и к освоению новых месторождений. В итоге мы имеем даже превышение предложения перед спросом. О чём я впервые услышал от Олега Григорьева – честь и хвала ему за это, а краткое резюме по этому делу можно почитать у Алексея Ампилогова.
За всю послевоенную историю ФРС не сжигала столько долларов ни в абсолютной, ни в относительной величине.
В пятый раз за 2015 год ФРС переключилась на ремиссию. Сожгла 175,5 млрд долларов год к году, ~4.5% от суммы Денежной базы. Колебание между доп.эмиссией предыдущих дней и этой ремиссией = 345,5 млрд долл.
В общем, ув. Kubkaramazoff довольно чётко и давно приметил корреляцию между ценой на нефть и денежной базой в американских шекелях.В пятый раз за 2015 год ФРС переключилась на ремиссию. Сожгла 175,5 млрд долларов год к году, ~4.5% от суммы Денежной базы. Колебание между доп.эмиссией предыдущих дней и этой ремиссией = 345,5 млрд долл.
При этом надо заметить, что избыток денег для нефтяного рынка оказывается важнее, чем даже заварушка на ближневосточной нефтяной колонке. Ни активное шествие ИГИЛ, ни менее активное противоборство с ним, в котором даже приняла участие Россия, не оказали на неё существенное влияние. Что ещё один раз показывает место бакса в современном мире.
И, конечно же, это имеет существеннее последствия для России. И не в том плане, что мало продали нефти и нет денюшки, чтобы закупить мацы за бугром. Здесь мы попадаем на снижение своей денежной базы, которая бумерангом ударяет по экономике страны. Это пресловутое наследство Currency board, которое подразумевает зависимость денежной базы страны от поступления иностранной валюты. То бишь щедрый поток нефтедолларов в нулевых не только набивал карманы приближенных к нефтяной кормушке олигархов, но и давал хороший мультипликативный эффект для развития экономики внутри страны. Причём, сдаётся мне, что в текущей ситуации не так страшен запрет на печатанье собственно российского рубля без увязки к баксу, сколько тот момент, что никто в ЦБ уже не понимает: как сделать это так, чтобы не свалить экономику в гиперинфляцию. В итоге в адрес ЦБ идёт похвала: ничего не делали и то хорошо (от Егишянца, если чо). На мой взгляд, спорный комплимент в адрес одного из важнейшего финансового учреждения страны.
В итоге мы имеем жесточайшую дефляцию в экономике, которая постепенно пожирает одну отрасль за другой. Я с этим столкнулся в сентябре месяце, когда прекратились денежные транши от заказчиков. Причём, деньги как бэ есть, но находиться масса причин, чтобы их не было на наших счетах. Доходит до того, что аванс за работы, сделанные в ноябре-декабре – мы получим, в лучшем случае, в феврале. Хотя до этого платежи шли с пунктуальностью часового механизма. Так, например, умирает строительная отрасль.
Ещё определилась политика нашего родного государства в лице элитки: как относится к кризису. В общем, я и раньше не был особо большого мнения о благородных порывах наших элитариев, поэтому выбирал между плохим и очень плохим: гордое стояние в кризисе или тихий слив. Был выбрано «гордое стояние в кризисе», что означает: попытку пережить его тихой сапой а-ля 2008 год. Ни хрена ничего не делать, чуть-чуть потратить всенародную кубышку, а там и кризису конец. Что тогда вполне проконало. За одним исключением, что тот кризис ФРС, наоборот, заливала деньгами, что быстро вернуло нефтяные цены на докризисный уровень (хотя у меня годок был – мало не покажется).
В общем, какого-то плана выхода из кризиса у правительства нет, да оно, думается, не собирается им озадачивать – кривая сама выведет. Ну, и заодно попал под запрет сам Кризис. Его нет. Зато есть происки врагов России, коих снова невозможно исчислить. И один из них, почитай самый главный, невидимый, но везде присутствующий мировой терроризм. Вон гегемон бьётся с ним из последних сил, а осилить не может. Вот теперь и наши государственные мужи осознали всю прелесть борьбы с невидимым врагом. На него всё можно списать: и бюджеты, и своё косоручие.
Да и народ должен понимать, что борьба с таким врагом накладна, поэтому надо скидываться, оплачивая всякие «Платоны», коих можно напридумывать со временем сколько душе угодно. Терроризм всё стерпит. При этом как-то забывается, что в данном случае основной рост затрат получат производства с высокой степенью переделки продукции. То есть чем оно сложнее, чем больше поставщиков и промежуточных операций требуется для его получения (а, соответственно, перевозок сырья и полуфабрикатов), тем под больший транспортный прессинг попадает это производство. Высокие технологии? Не, не слышал (с). И это не считая барыг и перекупщиков, которым только дай повод цену взвинтить.
При этом в прошлом году обозначилась ещё одна нехорошая тенденция. Была начата активное устранение людей, которые желали странного. Учитывая тот факт, что в России отстроенная система таких до власти не допускает – устранялись независимые лидеры Новороссии, которые возникли в период украинского кризиса. Причём, общественность приучают к нормальности такого подхода, когда в течение года были «помножены на ноль» видные лидеры восстания: Бэтмен, Мозговой, Дрёмов, а «Матроской тишине» оказался 9oodw1n.
В общем, мечтать о странном теперь становится опасно для здоровья – особенно, когда эти мечты кровью и потом можно превратить в реальность. Причём, в данном случае становится неважно: кто провёл ликвидацию. Важна реакция государственных структур. А она либо благосклонная, либо нейтральная. Усоп, так нет человека – нет и проблемы. Те, кому решения в таком стиле интересны – намёк поняли.
В общем, или радуйтесь «Платону», или неуловимые «украинские ДРГ» придут за вами.
Ну, а чтобы народ отвлечь от горестных размышлений – был запущен воинственный сериал в Сирии, где под гром фанфар можно каждодневно добиваться существенных побед над невидимым врагом. Я так и не услышал разумных доводов в пользу этой операции. Все плюсы, безусловно, меркнут перед минусами, что весьма попахивает Афганистаном наших дней (не смотря на технические успехи в обеих кампаниях).
В общем, тяжёлый год, но толи ещё будет. Впрочем, об этом позже.