Будущее Мир-Системы: Заговор или неизбежность законов развития - 4.
Заговор – как мир-системный тренд.
Так всё-таки существует заговор или нет? Изучая современные мировые процессы, можно сделать следующий вывод: в современной мир-системе заговор используется, как элемент управления. То есть это не суть нашего мира, а один из процессов, который взаимодействует, и весьма причудливо, с другими мир-системными трендами и процессами. При этом собственно, заговоры весьма сильно влияют на текущую обстановку, но в то же время не могут 100% гарантировать достижения нужных результатов, если сама постановка вопроса противоречит другим важным мир-системным трендам и процессам.
Попробуем разобраться в сути возникновения заговора как тренда мир-системы.
Вот так несколько фривольным слогом ув. Максон описал повседневность заговора. Есть у этой повседневности и более детальные разработки. Вот краткая выжимка из А.Фурсова:
По большому счёту в современный заговор играют все. Таковы правила. Например, коммунисты (упор для них взят для примера, а в реалии можно подразумевать почти любые патриотические силы). Вроде им скрывать нечего – обличай язвы капитализма на радость эксплуатируемых классов. Они и обличают. И основной упор у них идёт на то, что выберете нас, вот мы красивую и справедливую жизнь для всех и построим. И даже капиталистов особо кошмарить не будем – так пожурим немного и к хорошему делу приставим. Но и капиталисты хорошую жизнь обещают: здесь пенсию чуток приподняли, там кредитов подраздали, звёздочки и звездульки поп-сцены попами на халявных концертах покрутили, а при коммунистах всё-таки работать надо – вот и голосует обыватель за то что есть, совершенно справедливо опасаясь возможных перемен. Да и официальные коммунисты как бы не особо были против. Так как в реальности их победа это только начало серьёзных проблем. Здесь и борьба с саботажем внутренней буржуазии (которая за годы правления оседлала все важные ресурсные потоки), это наезды заграницы, имеющей свои собственные интересы внутри страны, это ветхая инфраструктура и устаревшие технологии во многих отраслях экономики. Так что кроме проблем в ближайшем будущем приход к власти коммунистов для простого обывателя не принесёт. Однакои при буржуях-капиталистах система потихоньку деградирует, но кризис откладывали на потом, чтобы сейчас по обещать немножко счастья всем желающим. Все это понимали, но правила игры поддерживали – ну, за исключением совсем уж маргиналов.
И вот приближается закономерный кризис. Коммунисты оживают, теснят тушующихся буржуев, но риторика не меняется. Как только они во власть - то всё будет хорошо. И дружба народов будет, как будто и нет проблем с криминализированными диаспорами; предприятия заработают сами собой, а мировая закулиса будет корчиться в муках кризиса, и её цепкая и длинная длань замрёт в паре миллиметров от тщедушной шеи российской экономики. И вот, допустим, наступит такое время, когда они получат вотум доверия. И что будет в результате? А-ля Временное Правительство в 1917 году. Обещаний много, а в реальности кризис будет прогрессировать, пожирая предвыборные обещания патриотической платформы. Что, спустя некоторое время, скажет народ про коммунистов? Правильно: «писдоболы». А всё потому, что обещать проще, чем выполнять обещания. Но не пообещаешь – не получишь электоральных симпатий.
В результате успешность заговора сегодня обеспечена двумя основными пунктами:
1. Средой, где заговор нормальное явление, и тот кто его проповедует, имеет преимущество. Неприкасаемость частной собственности и банковских вкладов способствует такому положению дел, когда любой бизнес-план частной компании – это заговор против рынка. Попробуйте вести бизнес честно и открыто, скажем, в России. Такое под силу единицам (скорее везунчикам, чем особо честным и сильным). Большинство предпринимателей вынуждены играть по устоявшимся правилам. Или заканчивать с бизнесом. На западе ситуация несколько иная – мелочь там относительно честная и прозрачная, а тёмные делишки начинаются на уровне серьёзных денег;
2. Проще всего обмануть тех, кто хочет быть обманутым. Слепота современных граждан и даже элит не знает предела. Более того – культивируется. Попробуй обывателю скажи, что если наша партия придёт к власти, то жить станет хуже, работать придётся больше, но когда-нибудь в будущем – для его детей ситуация возможно переменится к лучшему. Что скажет обыватель, если рядом политические конкуренты поют совершенно другие песни? Да пошлёт правдорубов на фиг, в надежде, что хорошо - это навсегда.
Всё это приводит к тому, что заговор, как элемент управления является основным трендом политической и экономической жизни современной мир-системы. Но до поры, до времени. Красивая картинка, которую обещают политические партии и движения, вот-вот рухнет под тяжестью других мир-системных процессов, и, соответственно, прозрение у «верующих» будет быстрое и неприятное. И в этот период придётся решать: а можно ли иначе?
Альтернатива заговору: историческая ретроспектива.
Что можно противопоставить заговору? Либо ещё более сложный заговор, либо полную открытость. Касательно первого, то сложно садиться играть в карты с шулерами, если собственного опыта маловато. Остаётся открытость. В стабильной системе, использующей заговор, это тоже маловероятно. Шанс даёт только кризисный период, когда в точке бифуркации существующие тренды застопорились, а новые ещё не запустились. Вот здесь перезапуск нового витка развития вполне возможен.
Был ли такой период в недавней истории человечества, когда политики вываливали на своих слушателей ушат правды, не опасаясь за свой облико-морале. Да, был. СССР 20-30-х годов и нацистская Германия. Именно там, в противовес конспирологическому подходу западных стран, была реализована политика открытого слова. Не в том понимании, когда можно говорить что угодно, в а том, что политики не стеснялись объединять слова и дела, какими бы некрасивыми они казались сейчас. В СССР открыто заверяли, что «назло буржуям – мировой пожар раздуем»; в Германии сразу заявили, что евреев не любят и жизнь им будут усложнять. Что и принимали к действию. Причём в СССР была фракционность, которая вызвала жёсткие внутрипартийные баталии, а сама партия была пропитана многочисленными агентами влияния. При этом фракции не стеснялись рубить правду-матку, а агентам влияния приходилось соответствовать действительности, что вызвало, в конечном счёте, их серьёзное выпиливание в конце 30-х, так как в данном обществе было сложно высказываться и действовать не в унисон.
Открытый взгляд: правда, как мера истины.
Общество с открытой информации в своём первоначальном этапе всегда тяготеет к жестокости, если не к кровожадности, так как всё общество в целом должно поддерживать единые морально-нравственные стандарты, отклонения от которых к тому же довольно трудно скрыть. В условиях дефицита ресурсов или необходимости поддерживать высокий уровень напряжения такое общество жёстко и резко выпиливает оппозицию и подвергает обструкции всех несоответствующих определённому стандарту. И, как правило, гуманизация такого общества начинает происходить одновременно или со сменой поколений (когда носители старой системы ценностей сходят со сцены) или с уходом реальной политики в тень (как не вспомнить в данном случае поздний СССР). Отдельно стоит вопрос о том, а способны ли люди жить в состоянии правды. Понятно одно, что вынужденный переход в такое состояние – это огромный стресс сам по себе. Однако и ничто не мешает сохранить изрядный уровень открытости общества после преодоления кризиса.
Впрочем, сейчас о другом. Общество правды как противопоставление политике заговора – есть ли в этом смысл. Есть. Одним из элементов будущего кризиса – будет кризис фатального неверия. Я не знаю, как резко произойдёт прозрение, но может случиться так, что оно будет практически мгновенным. Конечно, это приведёт к определённым политическим метания, но ухудшающаяся конъюнктура оставит мало шансов политическим популистам. Это будет момент истины и точка перезагрузка системы. В конечном итоге всем основным идеологическим противникам надо будет заново сформулировать свои идеи и ценности и, уже в силовом порядке, продемонстрировать их перспективность. В данном случае «электорат» будет волновать не жёсткая постановка идеологических и практических задач, а их внутреннее наполнение и реалистичность выполнения.
О том, как общество Правды может противостоять обществу Заговора, поговорим в следующий раз.