Одним из основных аргументов, которые люди приводят при оправдании сталинских репрессий, что, дескать, таким макаром вождь извёл злодейскую революционную элиту, которая только и делала, что геноцидила простой народ, да замышляла пакости супротив святой Руси. Действительно, времена, когда действовала ленинская гвардия, простыми не назовёшь, посему и люди, стоявшие на вершине исторических процессов, были соответствующие. То есть были жёсткие и даже жестокие. Другие не только не выживали – они банально были недееспособны при таких обстоятельствах. Кто из них был прав, а кто припадочный садист решить без кропотливого обзора достаточно сложно, поэтому я и говорю, что судить об этой эпохе и персоналиях без вдумчивого исследования достаточно сложно. Возьмём, например, Антонова-Овсеенко.
С точки зрения его историографии типичный ленинский гвардеец. Со всеми вытекающими атрибутами, как репрессии против классовочуждых элементов, продразвёрстка, подавление крестьянских восстаний. В общем, грязного бельишка хватает. Про что непременно укажут в любом кратком биографическом очерке. При этом его участие в борьбе с голодом в Поволжье везде пройдёт скупой строкой. И вот к ней я бы хотел обратиться.
Поволжье к приезду Антонова-Овсеенко выглядела примерно так:
Прочитать о случившемся пиzдеце можно здесь и здесь. И вот здесь свою положительную роль сыграл управленческий талант Антонова-Овсеенко:
В общем, если бы не этот ботанического вида революционер с неоднозначной репутацией в течение революции и гражданской войны, часть бы моих родственников, возможно, бы не пережила ту голодную пору. Так что я смело могу благодарить его за своё появление на свет. И вот скажите мне после этого: как я должен относится к этому человеку и к словам тех, кто приветствует, что его зачистили в конце 30-х? И я думаю, что таких сложных персонажей, которые сочетали в себе и ангела, и злодея, в тот непростой исторический период большинство. Поэтому и исторические исследования сложны и возвышаться над простыми дихотомия.