И понятное дело, что турецкие власти, как они уверяют, не планируя геноцид, решили в его предверии оружие у неправильных наций изъять. Заодно трактуя изъятое, как некий коварный замысел в сторону белого и пушистого младотюркского национализма.
Оригинал взят у borianm в Про армянских маузеристов....
Перефразируя известную поговорку... "У горца не будет дома соли, но он купит себе Маузер"...
Уважаемый 477768 выложил прекрасный сэт фотографий столетней давности. Возник вопрос вооружения армян в общем, и наличия у них большого количества Маузеров С96 в частности. В детские годы автор этих строк с огромным удовольствием читал "Жизнь начинается снова" Тавекеляна, и с тех пор тема ему была интересна.Оставив за скобками историю турецко-армянских взаимоотношений в тот период, дабы не повторилась история с казаком, коснусь именно оружейного вопроса. При взгляде на фотографии увешанных оружием армян (албанцев, курдов, сербов, пуштунов, кавказских горцев, понтийских греков и т.п., нужное подчеркнуть) потомки, как правило, крепостных крестьян, не понимают отношения к оружию и его роли в жизни тех людей. О всех говорить тут не буду, коснусь именно армян, они довольно показательны. На протяжении столетий в Османской империи армяне были одним из наиболее многочисленных государствообразуещих этносов, при том, что это пожалуй самая старая христианская нация на этой планете... Проблема была в том, что их соседями были, как правило, потомки тех же армян и греков, но перешедшие в Ислам и ставшие таким путем людьми первого сорта. Думаю, вы догадались, какая между ними существовала любовь. Еще в регионе проживали такие милые люди, как курды. Согласно Шариатской практике, неверным, включая христиан и иудеев, запрещалось владеть оружием и ездить на лошади. Пока в государстве был порядок, центральная и местная власть была сильна и защищала налогооблагаемое население, основной частью которого как раз были неверные - райя, оружия широким народным массам особо не полагалось. Но в 19-м века османский порядок уже был порядком нарушен, а зачастую злость и гнев стремительно раззоряющегося мусульманского населения специально направляли на "неверных собак". Тем более что, с другой стороны, армяне в силу многих причин плотно контролировали торговлю, от мелких магазинчиков, и до крупных караванных, мы бы сейчас сказали транспортных, компаний, производств и т.п. Не гнушались они и ростовщичества. Но это все общая информация, так сказать введение.
В общем, и это касается не одних только армян, многим этническим "неверным" группам приходилось полагаться в плане самозащиты на самих себя. Армяне тут никак из общего ряда не выделяются. Также поступали сербы, айсоры, греки и т.п. Вооружались тем, что удалось достать. На фотографиях конца XIX-го начала XX-го века видны совершенно разные винтовки - Шасспо, Мартини, маузеровские винтовки и карабины разных моделей, русские берданки, мосинки, изредка даже американские винчестеры. Винтовки закупались общинами. Приобретались они совершенно различными путями - привозились контрабандой из-за границы, покупались у коррумпированных военных или бралось в боях с тел противников.. Но особое место занял новейший десятизарядный пистолет Маузер С96. Впрочем ничего необычного в этом не было, т.е. не только армянские караванщики и полевые командиры отрядов самообороны любым путем старались обзавестись этим статусным оружием - это было общее "поветрие" от Испании и до Китая. За ценой не стояли.
В принципе кроме статуса нельзя не учитывать и высокие боевые качества пистолета в специфических условиях применения. Все же 10 выстрелов из довольно точного пистолета-карабина (все приличные люди использовали его с примкнутой кобурой) были серьезным аргументом в городских переулках и на горных тропах. Современному человеку, глядящему в каталоге прошлого века на цену этого пистолета сложно представить, что реальные пользователи готовы были за статус и огневую мощь платить эту цену, даже если это были последние деньги. Ведь для них это было, как правило, не игрушка, как для современных короткостволистов, а реальный вопрос выживания. Если вы ходите с караваном по горам Малой Азии, Тянь-Шаня или Тибета, по пустыням Центральной Азии или живете в окружении враждебных иноверцев- оружие это ваше все...
Но почти все это были покупки в частном порядке. Турция действительно закупила для полиции, армии и охраны султана тысячу С96-х, но этим и ограничилась. Несомненно, некоторые турецкие офицеры и состоятельные любители оружия также владели таким пистолетом, но в частном порядке. Ну а состоятельная и разветвленная армянская диаспора, как в России, так и в Западной Европе, вполне могла организовать и частично даже спонсировать поставки оружия соплеменникам.
На тему вооружения националистической армянской партии "Дашнакцутюн" и армян в общем можно бы было написать приличную статью, например в ответ на современные безграмотные азербайжанские измышления, но автору последнее время как-то не до объемов. Кстати меня читают армяне?
В общем, и это касается не одних только армян, многим этническим "неверным" группам приходилось полагаться в плане самозащиты на самих себя. Армяне тут никак из общего ряда не выделяются. Также поступали сербы, айсоры, греки и т.п. Вооружались тем, что удалось достать. На фотографиях конца XIX-го начала XX-го века видны совершенно разные винтовки - Шасспо, Мартини, маузеровские винтовки и карабины разных моделей, русские берданки, мосинки, изредка даже американские винчестеры. Винтовки закупались общинами. Приобретались они совершенно различными путями - привозились контрабандой из-за границы, покупались у коррумпированных военных или бралось в боях с тел противников.. Но особое место занял новейший десятизарядный пистолет Маузер С96. Впрочем ничего необычного в этом не было, т.е. не только армянские караванщики и полевые командиры отрядов самообороны любым путем старались обзавестись этим статусным оружием - это было общее "поветрие" от Испании и до Китая. За ценой не стояли.
В принципе кроме статуса нельзя не учитывать и высокие боевые качества пистолета в специфических условиях применения. Все же 10 выстрелов из довольно точного пистолета-карабина (все приличные люди использовали его с примкнутой кобурой) были серьезным аргументом в городских переулках и на горных тропах. Современному человеку, глядящему в каталоге прошлого века на цену этого пистолета сложно представить, что реальные пользователи готовы были за статус и огневую мощь платить эту цену, даже если это были последние деньги. Ведь для них это было, как правило, не игрушка, как для современных короткостволистов, а реальный вопрос выживания. Если вы ходите с караваном по горам Малой Азии, Тянь-Шаня или Тибета, по пустыням Центральной Азии или живете в окружении враждебных иноверцев- оружие это ваше все...
Но почти все это были покупки в частном порядке. Турция действительно закупила для полиции, армии и охраны султана тысячу С96-х, но этим и ограничилась. Несомненно, некоторые турецкие офицеры и состоятельные любители оружия также владели таким пистолетом, но в частном порядке. Ну а состоятельная и разветвленная армянская диаспора, как в России, так и в Западной Европе, вполне могла организовать и частично даже спонсировать поставки оружия соплеменникам.
На тему вооружения националистической армянской партии "Дашнакцутюн" и армян в общем можно бы было написать приличную статью, например в ответ на современные безграмотные азербайжанские измышления, но автору последнее время как-то не до объемов. Кстати меня читают армяне?