По наводке коллеги Катрин.
Ещё одна история времён войны в Алжире. Эти события, казалось бы, изрядно позабыты сейчас. И Франция уже не та, да и события современности закрутили новые гордиевы узлы противоречий. Тем не менее, фильм смотрится крайне актуальным.
В основе сюжета положена передача, где профессор-левак обвинил французскую армию в различных злодеяниях в Алжире. В том числе конкретного капитана. Его вдова увидев эту передачу, решает подать на профессора в суд. И дело здесь в том, что обсуждаемые события произошли двадцать лет назад. Прожила она с капитаном крайне недолго, после чего он уехал на войну в Алжир и там погиб. Можно сказать, что она практически не знала его. Казалось бы, чего ворошить прошлое, которое давно прошло? Тем более что и французская армия, и французское общество не хочет беспокоить эту больную страницу истории.
Тем не менее, вдова начинает своё расследование о делах мужа. Можно сказать, она заново знакомиться с ним. Его биография повторяет сложный исторический путь Франции во второй половине 20 века. Сопротивление, война в Индокитае, плен в Дьенбьенфу и, наконец, Алжир. То есть от борьбы с гитлеровскими захватчиками до колониальных войн и специфической гражданской войны в Африке (напомню, что, собственно, Алжир считался территорией Франции).
А добавляет остроты ситуации тот факт, что его оппоненты в большинстве своём тоже из Сопротивления. Однако они отрицают героику французской армии, сражающейся в колониальных конфликтах и гражданском противостоянии.
Малоизвестные страницы истории: эскадрилья Нормандия-Неман на боевой работе в Алжире. А что поделать – служба.
В принципе, любые военные конфликты дело достаточно грязное. Ну, а гражданские противостояния тем более. Это трагедия, где у каждой стороны есть своя правда. А побеждает сильнейший. И фильм отлично показывает эту грань. Повстанцы используют террор и насилие для достижения своих целей. Французская армия пытки и нелегальные убийства для получения оперативной информации, способной остановить деятельность повстанцев. Один из командиров которых - так же бывший французский военный арабского происхождения. Кто из них прав? Где есть грань, отделяющая вынужденное насилие ради остановки ещё большего насилия от банальной моральной деградации? Можно ли остаться человеком чести там, где стоит задача разгрести авгиевы конюшни?
Ответ на этот вопрос даётся. Он очень жёсткий. Война не делается в белых перчатках. Но войны случаются, поэтому нужны люди, которые сделают эту грязную работу. И сделают с минимальными потерями. Не все из них смогут пройти все испытания достойно, а многие деяния будут противоречивы для оценки. Но без них – ещё хуже. В общем, перефразируя базис древнегреческой трагедии: война это то дело, где хорошие люди должны поступать плохо.
Франция всё же проиграла в Алжире много больше, чем территорию. Она потеряла там понятие о мужской работе, необходимость которой для общества была поставлена под сомнение.
В общем, крайне достойный фильм с хорошо подобранными актёрами и с хорошей драматической составляющей. Хэппи-энда не будет.