wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Рецензия: Вычислитель.


Почему меня потянуло на рецензии по российскому кинотрешаку отвечу позже. Здесь всё-таки фильм позиционируется как фантастика, к которой я неровно дышу. Тем более доморощенная.

Повесть Громова «Вычислитель» читал давно. На тот момент она мне понравилась – эдакий грамотно проработанный минимализм, который, тем не менее, цепляет за живое. С одной стороны, снимать такое проще – не нужно гигантского бюджета, с другой – требуется хорошая актёрская работа, чтобы вытянуть нерв произведения.

Так вот, скудность бюджета была обеспечена, а про нерв забыли. В принципе, не особо понятно тогда – зачем снимали. Здесь нет ни зрелищности спецэффектов, ни особой интриги, а в переделанном сценарии – и играть особо нечего.

Сюжет прост до безобразия. Группу осуждённых преступников отправляют в изгнание на болота. С одной стороны, это трактуется как гуманизм, так как государство никого не убивает, на тюрьмах и палачах экономит, с другой, шансы зажиться на белом свете после этого у бедолаг невелики. Что решает все государственные проблемы.

Здесь надо заметить, что государство на данной планете жутко тоталитарное. Оно решает за тебя – кем тебе работать и с кем тебе жить. И вроде бы все управляет компьютер тоталитарного президента. В общем, мрак и безнадёга. Однако в процессе фильма выясняется, что всякие ништяки придумывал этот самый Вычислитель, предлагал жителям планеты, а они соглашались или нет. Например, против такого метода наказания, как изгнание на болота – никто против не был. Уж, не демократией ли они баловались в нашем нынешнем понимании? Я лично сразу опознал. Но причём тогда тоталитарные компьютеры?

Не понятно: почему на роль урки не пригласили Гармаша? Ему не привыкать. Хотя он только благородных урок играет, а Винни Джонс вроде под обычного косит. Да, и гримировать его не надо;).

Дык, вот, Вычислитель оказался в одной из групп осуждённых. Ещё из неё выделялся бывалый урка Юст в исполнении Винни Джонса. Большинство остальных, такое ощущение схватили на выходе из Солжениценских чтений (на фотке слева). Разве только Соломон Хайкин не нарисовался. Главгерои поцапались, а потом пошли по болоту каждый по своим делам, но в одну сторону.

Здесь меня схватил новый удар. В повести у Громова было болото, точнее аналог сарогасова моря. В сценарии можно было прописать что угодно под текущие возможности (ту же приарктическую пустошь, например), но все упорно болотом называли песок со скалами:

Что в школе у креаклов отменили географию? Или указом тоталитарного компьютера теперь так называются болота на местной планете?

Нет, нечто отдалённо похожее на болото показали. Скажем так, в эпизодической роли.

В общем, по ходу пьесы выясняется: как Вычислитель (сиречь аналитик) попал в столь незавидную компанию. Оказывается – он бунтарь-одиночка, который решил разрушить тоталитаризм на этой планете. Для чего ввёл в программу компьютера, заведующий всем-всем-всем, некий зловредный вирус, который постепенно уничтожает всю систему.

При этом его сначала хотели топорно убить. Причём, настолько топорно, что взяв в консультанты любого гопника с района – можно было прирасти более интересными и реалистичными вариантами. Однако после осознания начавшего с компьютером пиzдеца – задача поменялась. Теперь его пытаются найти для анальных пыток доступа к вирусной программе. На поимку местный GULAG отправил охрененые силы – трёх, типа, спецназовцев. У одного из которых были проблемы с чердаком, остальных просто набрали из школы умственно отсталых. Как не сложно догадаться – с задачей они не справились, но завалили благородного урку Юста. После чего он главгерою больше не мешал.

А Вычислитель с подругой и другом Соломона Хайкина пошёл дальше по горам и долам болоту. Пока не упёрлись в океан. Такое у Громова тоже было. По большому счёту, болото и было океаном, на котором расплодились, типа, сарогасовы водоросли. Которые, рано или поздно, заканчивались, и начиналась открытая вода. Сарогасы в фильме начались и закончились одномоментно - в виде такого плавающего коврика, на котором главгерои продолжили путь. Не успели они покормить рыбок другом Соломона Хайкина, как, внимание!!! – им встретился водозабор!!! Посреди океана!!! На этом моменте я проснулся окончательно! Каким надо быть креативным дебилом гением, чтобы придумать такой ловкий сюжетный ход!

А после него сразу – бац! И они на Счастливых островах, где их ждал-дожидался президентский звездолёт. Правда, одноместный. Но наших героев это не остановило – они улетели в позе 69. Покинув, разваливающуюся от потери управления цивилизацию нах.

Главгерой быстро обзавёлся местной бабёшкой. Xyli, на болоте как на минном поле – баб надо пускать вперёд.

Теперь, собственно, об актёрской игре. Её нет. Потому что играть банально нечего. Что можно вытянуть из сухаря Вычислителя или из уголовника Юста. Диссида как была йопнутая, так она и в фильме такая. Единственная, кто сумел испортить то, что испортить уже нельзя – это главгероиня, которую играет Анна Чиповская. Я, кончено, понимаю, что у неё форматные сиски, но что: актёрскую школу у нас в стране отменили. Теперь сиськи за аттестат мастерства проходят? Увы и ах, формат фильма к сиськомании не располагал, поэтому роль оказалась полностью провалена.

До этого я обращал на неё внимание в фильме «Шпион», где она играла эдакую либералочку, затерявшуюся во времени. Особо отметив её отрешённое от происходящего лицо. Сцуко, оно не отрешённое – оно так всегда выглядит во всех ситуациях.

И опять главной темой фильма – тотальное разрушение существующего общества – в этот раз через уничтожение управляющей компьютерной системы. И разрушает её элитарий, приближенный к Самому. Что ему не хватало – не понятно. Просто тоталитаризм надо уничтожить – и всё. От других таких историй фильм отличает тем, что герой скептически относился к тому, что после краха тоталитаризма – на его месте построят что-то путное. Более того, в постскриптуме было чётко сказано, что после гуманитарного вторжения Лиги Свободных Планет, не прошло и десяти лет, как аборигены построили новую тоталитарную систему. Ещё более жестокую, чем раньше. Какая неожиданность…

Здесь даже хантигтоновской разорванной страной не пахнет – это патология. У Хантингтона элиты хотя бы хотят сменить один цивилизационный базис на другой. Иногда даже с благими целями. Здесь просто задестроили общество и съипнули. А кто-нибудь подумал об его гражданах, полностью зависимых от компьютерного управления. Фак, да это тоже самое, что отключить зимой отопление во всей Москве. Я посмотрю после этого: будут ли переживания о тоталитаризме актуальными.

В общем, коллеги, нам упорно внушаю через лиц творческого осознания реальности, что долг каждого креативного человека хакнуть то общество, в котором он живёт (в нашем случае Рашку). А причины на так важны, а о последствиях думать борцам с тоталитаризмом ниже своего достоинства.

Tags: Рецензии, Убогое, Фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments