wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Отпускное-2: Побережье Кавказа как Остров.


Детально рассказывать об отпуске не буду, так как изначально это было чисто семейное мероприятие, но некоторыми наблюдениями хотелось бы поделиться. Черноморское побережье Кавказа с точки зрения транспортной связности – это условный остров. Где водные просторы заменяются горами, а редкие и узкие дорожные серпантины созвучны по пропускной способности с водными перевозками (в непогоду простаивают, по крайней мере, оба вида транспортных магистралей). Что приводит к образованию своей специфики, когда этот регион существенно отличается от окружающей ойкумены.

Возьмём сельское хозяйство. Краснодарский край однозначно житница Российской Федерации. Что заметно по многим факторам: от бескрайних и ухоженных полей до качества продуктов питания на полках даже дешёвых универмагов. У побережья другая стезя.

Я в последний раз был на Кавказе более 10 лет назад, но даже тогда имел возможность отъедаться местными фруктами и ягодами, среди которых было порядком экзотики для жителя средней полосы. Что радовало. В этот раз я с ужасом увидел стандартный набор овощей и фруктов из Самары, с тем же качеством и от тех же производителей – только дороже. Дары далёких земель, которые отличаются отличным внешним видом, но со вкусом травы и картона. То есть практически ничего местного и практически отсутствует экзотика. При этом та же ежевика и всякие редкости очень часто встречаются дикорастущими в пределах посёлка – бери и собирай. Что иногда и осуществлялось мною с детьми.

А «траву» из ближнего и дальнего зарубежья я могу купить при желании и в Самаре. К тому же дешевле. В итоге из местностей были закуплены только орехи и вино. Причём, в последнем случае хозяин признался, что виноград не местный, а завозится так же с Кубани.

С вином тоже проблемы. Я долгое время не мог попасть на нормальную дегустацию, которую проводил бы не весёлые джигиты, а завод. Выяснилось, что это давно не практикуется, так как заводам не выгодно. Ехать же на дегустацию за сотню километров что-то не хотелось. А вокруг было море разливное вин Кубани из картонных коробок, да подозрительных напитков из осетинского спирта, которые местные жители выдавали за домашнюю готовку. Учитывая отсутствие культуры винного пития – многие ведутся.

В целом, удивил тот факт, что не только приезжие, но и местные ведутся на всякое мурло. Активно покупают местное разбавленное пиво или иностранные газированные напитки. Почему удивляет последнее? Ребята, Краснодарский Край это последнее пристанище нормального лимонада в РФ. По возвращению в Самару специально протестировал эту продукцию от Жигулёвского ПБК, который как бэ по местным меркам держит марку - полное гуано по сравнению с Кубанью. В общем, наглядное пособие тому, что люди готовы жрать даже картон, если он красиво отрекламирован.

А вино хорошее можно найти;).

Второе, что бросилось в глаза – это эволюция психологии населения. При СССР, когда планово поддерживали весь спектр хозяйствования от сельского хозяйства до промышленности – рабочих психотипов было больше. Теперь же побережье это рассадник причерноморских кубаноидов, готовых зарабатывать исключительно на турбизнесе. При этом занимаясь не столько обслуживанием и ублажением отдыхающих – сколько продажей места, которые они застолбили по праву рождения. При этом основной доход идёт в течение 3-х летних месяцев, а остальное время можно проводить в расслабухе. Отсюда пофигистично-доброжелательный сервис, который так раздражает граждан, вкусивших Ебибты и прочие Европы. Раскрутить этих людей на другой вид работы сложно и, как правило, бесполезно – они её завалят. Их призвание окучивать лохов во время отпускного сезона. Кстати, это очень пересекается с другим островом – Сахалином. Там тоже, кроме охоты и рыбалки, ожидать профессионализма от местных жителей не возможно. Впрочем, о Сахалине, я, при желании, расскажу как-нибудь попозже.

В связи с отсутствием нормальной диверсификации экономики глубинка, которая не имеет выхода на побережье живёт чистенько, но бедно. И в лучшем случае кормится за счёт джиппинга или развлекательно-этнографических экскурсий (если у местных хватило предпринимательской жилки для её организации). В целом, организация таких мероприятий хромает, существующие возможности используются кое-как. Например, у нашей экскурсии не было нормального экскурсовода, а познавательные экскурсы проводил то один, то другой водитель вездехода, у которого был подвешен язык. Местная экзотика была предоставлена по минимуму, хотя в селе были россыпи и фруктов/орехов и чудных сыров, на которые мы попали, в общем, случайно (одна машина из шести, да и то потому, что это был дом водилы). Ну, и бросается в глаза обилие белых вазовских «семёрок». Для горских мужчин существует только два цвета машин: «бэлий как снэг» и «чёрний как ноч». Чёрная «семёра» смотрится несколько иронично, поэтому все машины цвета «бэлий как снэг», а на другие марки денег не хватает – как я говорил, за пределами побережья жизнь в основном бедноватая.

Третье. Это опять инфраструктурное. Застраивать территорию очень сложно. И в связи с рельефом, и с транспортной связностью, и с профессиональными качествами населения. Сюда можно добавить и дороговизну земли, которой по нынешним традициям занимаются земельные спекулянты. Не зря строительство Олимпиады в Сочах сопровождалось нешуточной земельной войной. Без этого спортивного мероприятия транспортную инфраструктуру Большого Сочи просто бы не смогли построить. Это не маловажный плюс, собственно, Олимпиады. В итоге во всех частях посёлка много пустующих территорий. От бесхозный гаражей, с проросшей перед дверями травой, до элитных участков в центре и у моря. Их буераки резко контрастируют с яркой праздничностью приморского городка.

Впрочем, и инвесторы, и местные всё-таки строятся – это необходимо для летнего приработка. Отсюда две проблемы. Когда строятся инвесторы это получается дорого. При этом большинство из них уныло копирую обезличенную Туретчину и прочие Ебибты – только в ухудшенном варианте. Среди частников идёт дикая разносортица. Есть у человека вкус – смотрится хорошо; нет – мы имеем дешёвое пластиковое убожество из какого-то латиноамериканского бидонвиля. При этом и климат, и выбор декоративных растений позволяет творить буквально чудеса: накладываешь кучу камней, сажаешь красивую экзотику – и ландшафтная инсталляция готова. Однако убогого пластика вы там увидите немерено.

Есть и ещё моменты, которые зависят от транспортной инфраструктуры. Только центральные дороги сделаны из асфальта. В других местах идёт бетон или просто щебёнка. Заводов на побережье нет, а везти и проблематично, и дорого. Поэтому дорожное покрытие второстепенных дорог восторг не вызывает. Сама прибрежная магистраль, хоть и имеет узкие места, но вполне ухожена и обустроена.

Всё это в итоге приводит к ощущению колхозности отдыха на побережье Кавказа. Заметим, что отдыха не дешёвого – вполне сопоставимого с реалиями недорогой заграницы. Ещё раз убеждаюсь, что развитие туризма на Кавказе нужно проводить через плановую политику, где одновременно нужно будет решать вопросы создания инфраструктуры, диверсифицировать экономику побережья, проводить переквалификацию граждан, приводить в порядок налоговые поступления (побережье рай для налички). Ни какая отдельная частная инициатива эти вопросы не решит – это масштаб государства (при понимании того, что на низовом уровне доля частной инициативы должна быть велика).

Tags: Дорожное, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments