Паром «Самарец» оказывается в Крыму интереснее использовать как ветлечебницу.
Одним из главных проблемных вопросов, которые озвучил Сергей Переслегин по поводу присоединения Крыма – его хреновую транспортную связность с остальной Россией. В этом пришлось убедиться лично, так как в кои-то веки сумел организовать отпуск всей семьёй, который было решено провести на море. В силу ряда обстоятельств - ставка стразу шла на наше побережье: либо северокавказское, либо крымское.
И одним из первых вопросов было: как добираться всей семьёй (2 взрослых + 2 детей). И здесь крымская транспортная проблема заиграла во всей красе. Не смотря на то, что жене была предложена бесплатная путёвка на неё и детей, а желание побывать в Крыме было вполне существенное, мы так и не смогли решить транспортную проблему (она в стоимость путёвки не входила).
Так как за украинскими событиями я внимательно слежу, то использование её территории для проезда сразу же игнорировалось. Стоимость перелёта на 4-х человек составила 80 000 рублей (билеты искались за 2 месяца, если чо), что убивало всю затею с Крымом сразу же. За такие деньги можно слетать и за границу (к слову в эту сумму мы уложились на северокавказском побережье, хотя оплачивали всё).
Наземный транспорт упирался в керченскую переправу. Автотранспорт был отброшен сразу, как имеющий вероятность зависнуть на неопределённое время. Какое-то время рассматривался единый билет, который пролезал по бюджету, но не восхитила идея постоянных пересадок с маленькими детьми с одного транспортного средства на другое.
Так как сама реализация отпуска по ряду причин была под вопросом (капитализм, да), плюнули и решили по факту ехать на наше побережье на машине. Что оказалось правильным, так как своевременно выехать всё равно не получилось, а на личной машине сдвиг на день роли не играл.
И что я вам скажу, ребята: проблема транспортной связности Крыма начинается задолго до керченской переправы. Она начинается уже в средней полосе. Не смотря на то, что наиболее короткая дорога на побережье из Самары проходит через Саратов и Волгоград – мы давно (включая конторский транспорт) ездим через Пензу. Ибо дороги в Саратовской области отсутствуют как класс. Последние две попытки прорыва по ним рабочих машин закончились шиномонтажом (считай, легко отделались) – после чего на это направление дружно забили. Впрочем, Саратовскую область я всё же не миновал, проехав около ста километров по её периферии. И даже без знаков всегда узнавал её начало. Фак, но проезжать её можно только при свете дня, что всё равно привело пару раз к шлифовке волн асфальта защитой картера. Правда, на обратном пути я был бдителен и миновал сию пустынь относительно беспроблемно.
Между Октябрьским и Кореновском дорога на М-4 разобрана практически на всём протяжении.
Далее всё шло хорошо до Ростова. Как по второстепенным, так и магистральной трассе М-4. Но за 100 км до оного началась пробка. Замечу, что с некоторыми облегчениями она продолжалась до места дислокации на побережье. Участок ориентировочно в 400 км я ехал 15 часов.
Что особо впечатлило. М-4 после Ростова это транспортная артерия, которая соединяет не только Северный Кавказ, но и Крым. И если дорога до развилки на Сочи была в работоспособном состоянии, то участок перед Краснодаром ориентировочной протяжённостью от 40 до 50 км – разобран нах. То есть на всём этом участке как бы зафиксированы строительные работы. Выделены одна полоса в одну и одна в другую сторону без права обгона + куча объездов, которые так же не способствуют эффективному движению транспорта. Конечно, расширять дорогу такого уровня нужно (до этого она была 3-х полосной), и можно потерпеть некоторые неудобства. Но весь прикол в том, что дорогу эту никто особо не ремонтирует. А сравнить есть чем. Я там ездил перед олимпиадой, да и с другими областями, где идёт активный дорожный ремонт, сравнить можно. Техники чуть-чуть, и при проезде ни туда, ни обратно – особой активности у строителей не наблюдалось.
Магистраль в Адыгее переходит в однополосную дорогу, потом в неработающий светофор, потом в узкие и кривые улочки Джубгы. Пробка там круглосуточна.
Пересечение кавказских гор само по себе интересное приключение. Во-первых, в Адыгее федеральное шоссе М-4 перешло в настоящую магистраль, где на законных основаниях можно было гнать под 110 км. Но… не долго. Потом дорога упирается в такой же вялотекущий ремонт, потом на ряде участков в однополосное движение, потом на развилку с неработающим светофором, а потом в узкие и кривые улочки Джубгы. И дорожно-пробочный апокалипсис начался. Лично увидел, что на одной полосе умудряются помещаться в рядок 3-4 машины, последние из которых крались по скатам обочин. Правила нарушаются сплошь и рядом и на это никто не реагирует. Вариантов объезда фиг целых, хрен десятых. Что приводит к фатализму у едущих, а так же к нарушению всех существующих правил ПДД.
К слову строительство развязок идёт (например, перед Джугбой, где светофор), но не понятно затронет ли оно проезд через посёлок, да и темпы опять не впечатляют. В общем, на обратном пути я этот участок миновал ночью – в 4 часа. Можно сказать, что пробки почти не было. Интенсивность же ночного движения я оценил на уровне дневного по М-5 (Москва-Уфа). И это учитывая, что ночью гонять по горным серпантинам не фонтан. Увы и ах, других вариантов пересечь эту местность без временного и нервического коматоза – проблематично.
Вывод один – нужно развивать инфраструктуру. Без неё проще будет летать на отдых в Ебипет или Туретчину. Не могу сказать, что для этого ничего не делается. Сдвиги как раз заметны. Но их не достаточно. Более того подозреваю, что поток машин растёт быстрее, чем проводятся ремонтно-строительные работы.
Здесь мы постоянно слышим тоскливую песнь, что денег нэма, а эффективные инвесторы не идут.
Здесь есть несколько любопытных моментов. Мне, в последнее время, нравится - какими темпами развивается дорожная инфраструктура Пензы. Как-то возвращался из командировки с ПТОшником мостостроителем. Они тоже работают и в Пензе, и в Краснодаре. Вот что он рассказывал. Цена работ в Краснодаре на порядок выше, чем в Пензе. Там они зашибают хорошую деньгу. В Пензе дёшево, но большой объём работ – там они делают оборотку. В результате бедноватая Пенза имеет серьёзные подвижки в инфраструктурном развитии.
Второе, это долбоебизм на местах. Я уже рассказывал о разобранной дороге на Краснодар. Вот ещё любопытная история. О том, как самарская делегация в порыве дружбы с Крымом выделила ей небольшой паром для снятия транспортного напряжения в проливе. Однако паром, достигнув полуострова, сначала переделали в офис некой госкомпании, потом решили делать из него передвижную больницу, потом ветлечебницу (ага, здоровье коз важнее 40-часовых очередей на переправе). Короче – паром до сих на приколе в Балаклаве.
Ну, и третье - про инвесторов. За бесплатно они эту дорогу строить не будут. Более того потребуют отбитие вложенных шекелей в обозримом периоде, что потребует введение платы за проезд в нехилых количествах, что, безусловно, упростит дорожную ситуацию на местах, но многие вещи сделает невыгодными. Государство же в данном случае могло бы делать гешефт не на плате за проезд (либо делая его символическим), а на синергитическом эффекте от развития регионов. Но опять, увы и ах, если там нет нефти и газа – это как-то тоже не особо получается. Даже летний водоворот денег на побережье Кавказа носит исключительно наличный характер, проблематичный к учёту. Я так понимаю, что это плата местным элитариям, чтобы не начали бухтеть. Но тогда сложно ожидать и прихода эффективных инвесторов, и обилия денег в бюджете на эти нужды.