Закончим о Кургиняне.
Кургинян, как политик, погиб для меня не в Донецке, и не когда участвовал в фестивалях на Поклонной горе или собирал обиженных родителей. Каждый политик, имеющий хоть какой-то ресурс, будет выбирать свою линию поведения. И, о боже, даже поддерживать президента (других заинтересованных лиц) и иметь от них за это некоторые ништяки, которые можно пускать на богоугодные дела/развитие своего ресурса. Здесь всё просто: делает президент полезное дело – можно поддерживать, делает что-то «мимо кассы» - не поддерживать. Это требует определённой политической гибкости, но и Ервандыч старый партийный зубр, что он и показывал. Вроде бы как и с Путиным, а вроде бы как и независимый политик.
Но новым миссией Кургинян не стал. А шанс ему был дан. Дело в том, что история создания Сути Времени является показательным примером самоорганизации масс в преддверии надвигающегося кризиса. Есть, конечно, противоположное мнение, что это всё постановка с целью разбить единство патриотического фронта. Позвольте, не согласится.
Во-первых, никакого единства патриотического фронта до СВ не было; во-вторых, нет его и сейчас. Что было разбивать? Большинство членов СВ, которые я знал, ранее в других политических объединения не состояли, а кургинянский призыв был для них первым.
А вот запрос на новую силу в патриотическом направлении был. Эффект первых передач СВ это эффект бабочки, которая взмахом крыльев, вызывает ураган. Классический пример самоорганизации масс в период Фазового Перехода. Примерно такой же эффект мы наблюдали во время Русской Весны на Украине, когда массы готовы были поменять правила игры и активно участвовали в процессе. Это процесс свойственный всем революциям, и который некоторые идеологи принимают за неотъемлемое свойство народа.
На самом деле процессу самоорганизации масс нужен Субъект Стратегического Действия, который бы структурировал эту аморфную массу и направлял могучую энергию народа в правильном, с исторической точки зрения, направлении. Это, на самом деле, труднейшая из задач, особенно с учётом того, что решать её приходится в период высокой нестабильности социума. Поэтому велика и ответственность перед народом и историей, и велики риски провала с большой кровякой.
И СЕК не сдюжил. Почему - не знаю. У него был опыт, отточенный ум, связи в конце-концов. Я видел, как судорожно ЭТЦ пыталось придумать: что же сделать с неожиданно свалившимся богатством в лице огромного количества неофитов по всей стране. Потом были АКСИО, которые, казалось бы, задали позитивный формат использования политических активистов, а затем всё медленно затухло.
СВ медленно, но верно превращался в секту Свидетелей Кургиняна, которые, по большому счёту, занимались информационным онанизмом. Было видно, что причёсывание движения прошло по определённому стандарту, оставив в подчинение СЕКа людей с определённым психофизическим типом и идеологическими установками. Это позволило поддерживать в каждом регионе видимость партийных ячеек, что давало Ервандычу право говорить о себе, как о серьёзном политическом лидере с амбициями.
Впрочем, судя по той роли, что ему отвели в Донецке, а кроме как сливом – её не назовёшь, Большие Поцаны в Кремле понимали реальное состояние дел у СЕКа. Поэтому использовали деду как громоотвод. Но для меня он погиб намного раньше, когда упустил, возможно, последний шанс в своей жизни войти в высокую политику.