Послушал на досуге Ервандыча. Он прекрасен. Нет, было давно понятно, что он вполне доволен сектантским стандартом СВ, проводит малоизвестные эксперименты в Александровске и не против подмахнуть правильной линии партии. Учитывая незначительное влияние данной политической группы на общественные сферы - это не есть хорошо или плохо – это есть факт. Ну, окормляет он часть патриотического стада, наполняя души метафизикой. Ничуть не хуже других, которые веруют в воскрешение арийской Руси или второго пришествия царя-искупителя. Но всё познаётся делах.
Наезд Ервандыча на Стрелка снова поднял планку интереса к этому политическому персонажу. И вновь как актора раскола патриотического фронта. Последнее гарантировано подтверждает, что именно в таком формате дедушка зарабатывает себе на хлебушко в Кремле. Или же старец знает что-то такое, что ещё не известно простым смертным?
Посмотрим на карту:
Видно, что северный фланг рядом со Славянском оголён. Не смотря на то, что линия обороны там проходила по берегу Северного Донца, что явный плюс для обороны. Тем не менее, ополченцы были выбиты из Красного Лимана, а потом и Ямполя. Многие мелкие деревушки, в принципе, занимались без боя, в связи с нехваткой сил для их обороны. В общем, не надо быть стратегом, чтобы понять следующий ход войск Хунты: оперативное окружение Славянска, плюс возможность удара на Артёмовск (который полностью не контролируется ополченцами) и Соледар. Последние пункты являются складами вооружения и боевой техники, поэтому их значение не менее важно.
Итак, что мы выигрываем от сидения Стрелка на месте?
1. Снабжение его группировки прерывается, что со временем скажется на боеспособности ополченцев;
2. Хунта получает возможность безнаказанно действовать в направлении на Артёмовск и Соледар;
3. Последующим ударом завершить оперативное окружение Краматорска и Дружковки.
Причём, всё это можно организовать в течение одной наступательной операции или с незначительной потерей времени на перегруппировку.
Плюс, по большому счёту, один:
1. Занятые под эту операцию силы и средства гарантируют, что на остальных направлениях у Хунты будет полный тухляк. Правда, до тех пор, пока окружённые ополченцы способны к активной обороне.
К сведению Ервандыча замечу, что опыт оборонительных операций в окружениях во время ВОВ показал, что без постоянной подпитки гарнизона боеприпасами и маршевыми пополнениями, что они обречёны на неудачу.
Обратные случаи подразумевали не только наличие снабжения (пуская и скудного), но и, как правило, нехватку сил и средств у оппонента для решительного штурма. Таковым была оборона Демянского котла, образовавшегося после наступления Северо-Западного фронта.
Устойчивость немецких дивизий была связана, в первую очередь, с возможностями её транспортной авиации, которая имела небольшое транспортное плечо подвоза необходимых грузов. При отсутствии сил у советского командования ни для уничтожения окружённой группировки, ни для перекрытия воздушного моста.
Здесь следует заметить, что именно успешная оборона Демянского котла сыграла злую шутку с окружённым под Сталинградом Паулюсом. Где плечо подвоза грузов было намного длиннее, а окружённая группировка многочисленнее. При возросших возможностях советского командования. Что в итоге привело к избиению немецкой транспортной авиации при невозможности ей доставлять необходимое для устойчивой обороны количество грузов.
Падение Севастополя произошло не вследствие героической гибели защитников города, а после получения немцами возможности обстреливать Северную бухту, что прекратило подвоз подкрепления и боеприпасов. Разрешение на эвакуацию высшего ком и партактива было дано Октябрьскому, когда боеприпасы стали подходить к концу. Чтобы изменилось в этом случае, если бы высшее руководство обороной осталось бы в городе. Сопротивление продлилось бы на пару дней больше, которое бы походило на избиение, после чего в плен попали бы и высшие руководители обороны города. Судьба же огромного количества военнослужащих Красной армии была бы печальна в обоих случаях. Эвакуация высшего комсостава из Севастополя грустная история в летописи русской армии и флота, но, увы, необходимая.
Замечу, что собрать силы и средства для решительного штурма хорошо укреплённого города немцы смогли только после катастрофы Крымского фронта. Именно начало и успешное осуществление Керченско-Феодосийской десантной операции, которая со временем превратилась в Крымский фронт, позволило городу удержаться в конце 1941 года.
Поэтому визги об упорном удержании Славянска уместны только в двух случаях:
1. При относительно стабильном снабжении окружённой группировки;
2. При готовящемся деблокирующем ударе или наступлении на главном направление, которое так же подразумевает последующую деблокаду обороняющихся.
Не трудно заметить, что своими силами этого сделать новороссийцы не могли, а введение российских войск на территорию Украины закономерно стояло под сомнением. В этом плане Стрелок поступил как грамотный военный руководитель: вывел, вверенный ему, гарнизон, технику и часть гражданских лиц из окружения. Кое-кто поговаривает, что это был договорной процесс, а выход обошёлся с минимальными жертвами. Смотрим на фото:
Группе прикрытия пришлось не сладко. Так были потери или нет? Любимая постановка вопроса Ервандычем. Были и не малые (5-6 единиц бронетехники), но благодаря им, остальные ушли. Какая на хрен здесь может быть договорённость.
В целом, действия Стрелка настолько разумны и укладываются в стандартные, я бы сказал, шаблоны, что не вижу необходимости устраивать конспирологический шабаш по факту его действий.
Другое дело, что крайне интересны его последующие действия.
Вот что показывает западной публике светоч демократии CNN. И публика верит, что Славянск с ужасными ГРУшниками капитулировал в Крыму. К сожалению, мы тоже не слишком много знаем о происходящем в Луганске и Донбассе. На слуху с десяток имён успешных полевых командиров и зверства великоукрской армии. Что же в реальности происходит во властных застенках Донбасса и Луганска остаётся только гадать. Что, скажем так, добавляет приступов конспироложства по данной тематике.
В целом же, из общедоступных источников выводы можно сделать следующие:
1. Бардак на местах существенный. Что неудивительно, так как Новороссия это постреволюционный экспромт, к которому не готовились.
2. Безусловно, что восстание в Луганске и Донбассе во многом ориентировалось на Россию, поэтому опять же не было подготовлено для автономного плаванья.
3. У основы восстания встали разношёрстные группы, поддерживающиеся разных идеологических платформ, где вполне хватало агентов влияния местных олигархов.
4. Время показало, что ситуация в Луганске на порядок лучше, чем в Донецке, что подразумевает активное влияние Рината Ахметова на донбасские дела.
5. Не понятна экономическая составляющая поддержки Новороссии, которая будет определять жизнестойкость системы в длительной перспективе.
6. По известным политическим и военным фигурам Новороссии постоянно идут информационные вбросы, что мешает адекватно оценить место и возможности данных персон.
Как результат, мы видим крайне невнятную политику новороссийцев. Во многом, конечно, это объяснимо выстраиванием новых органов власти, но с другой стороны понятно, что такой разброд и шатание в условиях боевых действий – смерти подобен. Именно поэтому можно предположить следующие шаги Стрелка:
1. Консолидация, как минимум, военной власти на территории Донбасской, а в перспективе Луганской народной республики. Впрочем, в условиях военного времени это так же подразумевает консолидацию политической власти.
2. Поэтому вполне возможны аресты отдельных политиков и полевых командиров, вплоть до боестолкновений между отрядами ополченцев.
3. Высвобождение частей за счёт сокращения линии фронта и выстраивание новой линии обороны с большими плотностях войск.
4. Выделение части подразделений ополчения в резерв для маневрирования силами и средствами на оперативных направлениях.
Ополчение на улицах Донецка.
Всё это может, как подкосить младую новороссийскую государственность, так и предать ей большую устойчивость в зависимости от успешности действий. Конечно, остаётся ещё вариант, что Стрелок не будет заниматься активной борьбой за власть, а останется Министром Обороны без министерства. Но вериться в это с трудом. Известно, что часть МВДшного главка, по-прежнему находящегося на подсосе у Киева и безмятежно сосуществовавшего с правительством ДНР – при известии о подходе Стрелка – резко сдриснуло с Донецка. Замечу, что предшествующая зачистка верхушки МВД ополченцами Безлера/Беса успеха не имела, так как была отбита спецназом ДНР.
В общем, ситуация требует установления единоначалия и чистки правительства ДНР от агентов влияния. Это возможно сделать в тот небольшой промежуток времени, когда основные силы АТО ещё не высвободились на другие оперативные направления.
К этому моменту, конечно бы, стоило решить вопросы с окруженцами на территории Донбасса и Луганска. Занятые аэропорты и база хранения техники в Артёмовске. Именно там логично сосредоточить высвободившиеся подразделения и сконцентрировать тяжёлую технику, чтобы одним мощным ударом додавить сопротивление противника в этих точках. Что полностью компенсирует моральный ущерб от потери Славянска, выведет из строя значительное количество квалифицированной живой силы противника, с последующим высвобождением отрядов ополченцев на другие направления. Информация о зачистке аэродромов на текущий момент уже поступила, но не проверена.
Если Стрелок успешно осуществит хотя бы часть из вышеперечисленных мероприятий, то можно смело записывать эвакуацию Славянско-крамоторского укрепрайона как успешную не только тактическую, но и стратегическую операцию текущей компании.
Впрочем, всё это мои домыслы, не имеющие опоры ни на инсайд, ни на опыт проведения подобных мероприятий. Но банальная логика показывает, что это один из единственно возможных вариантов развития событий, которые увеличивают успех новороссийского дела даже без особой поддержки Москвы.