wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Рецензия: Захар Прилепин «Патологии».

Захар Прилепин симпатичен мне и как писатель, и как человек. Ветеран чеченской компании, участник национал-большевистского движения, отец четверых детей и просто неплохой писатель. К таким противоречивым, но в то же время цельным человеческим конструкциям, я испытываю особую симпатию.

Отдельно можно остановится на запрещённых нынче нацболах, которых возглавлял непоследний писатель Эдичка Лимонов. Так вот в их ряду хорошим писателем, как я понимаю, Захар Прилепин был не один – лично по мне очень неплох Алексей Волынец дельный знаток дальневосточных реалий и автор биографии Жданова. В общем, эдакая писательская партия.

«Патологии» роман, который прославил начинающего писателя. Во-первых, это было одним из первых больших художественных полотен о чеченской войне, которое вышло в топы известных книжных премий; во-вторых, писал книгу непосредственный участник событий, что добавляло ей известный реализм. Вот сам автор в Чечне:

Первое, что меня сразило, так это вступительная часть, которая, собственно, к Чечне никакого отношения и не имеет. Главный герой с усыновлённым мальчиком попадает в аварию, когда маршрутка падает в реку, и прилагает титанические усилия по спасению своего приёмыша. Это гимн отцовству, когда мужчина должен сделать невозможное, чтобы защитить своего ребёнка. И не важно, что это приёмный малыш. Написано очень сильно с ярко выраженной жаждой жизни.

Именно жажда жизни, умение видеть в её, пускай, незначительных проявлениях яркие краски отличительная черта данного писателя. Не смотря на то, что правду-матку, что в «Патологиях», что в других произведениях он режет наотмашь. Это не чернуха, которой нас привыкли сдабривать постсоветские бумагомараки – это описание нашего безалаберного, но в чём-то прекрасного бытия.

Книга состоит как бы из двух частей, которые чередуются между собой. Первая, собственно, реалии чеченской войны, вторая детские и взрослые переживания главного героя. И по своей стилистике они отличаются. Чеченская часть злая, ироничная и драйвовая, вторая – философско-копательная. Иногда становится не понятно такое построение книги. В целом размеренность филососфско-биографической части как бы притормаживает неостановимый каток, собственно, военного повествования. Даёт возможность читателю притормозить, перевести дух. Оттеняет мирными пейзажами военную составляющую повести. Думается, что эти философские экскурсы в своё время добавили немало симпатий Прилепену в либерально-пейсательском стане. Там любят эдакие песдострадательные метания главных героев, что очень чётко противопоставляется простым и жёстким истинам войны.

А война показана хорошо: жёстко, без соплей и сантиментов. Но опять же у меня не сложилось ощущение чернухи и безысходности, хотя сам сюжет к этому как бы располагает. Этому описанию военного бытия просто веришь. Сразу узнаётся психология замкнутого мужского коллектива, занятого ответственной работой. С его примитивным, но заразным своим оптимизмом юмором. Узнаются характерные типажи, всякие Плохиши, Язвы, Монахи и Семёнычи, которые есть в любом таком мужском коллективе и составляются его базисную основу.

А накал главной батальной сцены таков, что отваливаешься от последней страницы, как от цевья разгорячённого автомата, отстрелявшего последний рожок. Мелко потрясывает руки, а в голову лезет дурацкая мысль, что надо пополнить боеприпасы, а то вдруг чичи снова полезут. Ты медленно возвращаешься к нормальной жизни из тумана бумажного боя.

Рекомендую. Если считать, что в России есть современная проза, то я голосую за Захара Прилепина.

Tags: Война, Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments