wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Рецензия: «Сквозь снег».

Увидел рецензию у Кассада. Давненько я не видел современной кинофантастики, где зарыто множество смыслов и аллегорий. Думается, что это заслуга южнокорейского режиссёра, так как чисто западные ваятели давно работают исключительно идеологическими штампами далёкими от реальности. Именно это обстоятельство делает этот, в остальном вполне проходной, фильм интересным.

Суть происходящего проста. Борясь с глобальным потеплением, некие умники распылили в атмосфере аэрозоли – эффект от которых оказался чересчур превосходным – земля банально замёрзла. В живых остались только люди на поезде, мчащемся по окружной трансевразийской магистрали. В общем-то, этот поезд и является одной из аллегорий на современное общественное устройство, где элита живёт в головных вагонах ВИП-класса, а быдло ютиться в хвосте поезда. Впрочем, этот современный самообеспечивающий себя транспорт можно представить как квинтэссенцию на современную человеческую цивилизацию, чья структурность противостоит хаосу и опасностям внешнего мира. В общем, получается некоторый полигон, где предельно упростив второстепенные детали, можно исследовать основные цивилизационные процессы. Это хорошо известный приём, широко использующийся в литературе. Например, у Хайнлайна в «Пасынках вселенной», где в этих целях был использован космический корабль, летящий к Альфа-Центавре. На мой взгляд, железнодорожный состав, пусть и навороченный, для этих целей предназначен не очень, что и проявляется в ряде логических натяжек и ограниченным полем для сценарного манёвра. Тем не менее, основные мысли были донесены вполне отчётливо.

В будущем, даже если это замкнутое пространство поезда, мчащегося через ледяной ад, ничего не изменилось: общество так же разделено на элиту и быдло. Только деление теперь происходит более точно и надёжно, так как обеспечивается межвагоными перегородками, которые не просто миновать без особого разрешения. Впрочем, говорить о какой-то особой эксплуатации не приходится – скорее вся суть классовых противоречий укладывается в минимуме ресурсов, которые выделяются для хвостовых вагонов. Ну, ещё не уважают. Тоже повод для огорчения. В общем, хвостовой отсек кипит подрывной работой под предводительством харизматичного Кёртиса. Суть его затеи проста: освободить из тюремного вагона (благо он близко) некого спеца по безопасности, который сможет открыть доступ к вагонам самообеспечения. И будут все счастливы. Намгун Мин Су, спец по безопасности, суть тоже революционер, но другого плана – его не удовлетворяет замкнутая жизнь на поезде, и он готовится его покинуть, но для этого так же надо идти к головным вагонам.

В общем, как верно заметил Кассад налицо два подхода к революционной движухе. Одна: за всё хорошее и против всего плохого. Другая: вдумчивое изучение законов развития общества, чтобы сформировать альтернативный вариант. В итоге Кёртес с изумление узнаёт, что его бунт был подготовлен владельцем поезда Уилфордом, который таким не хитрым образом регулирует численность населения в ограниченном пространстве, а заодно поддерживает боевой тонус у населения, что, учитывая бесконечную тупую езду по кругу, выглядит относительно разумным. В общем, возникает некоторый сюр, когда Кёртис, несколько напоминающий своей брутальной порослью героя хохлореволюции Яроша, выслушивает монолог Уилфорда о том, что быдло, даже революционное всегда должно служить Большим пацанам, а после чего его устраняют как использованный материал (вспомним Сашко Билого), ну, а некоторым везунчикам позволят занять место в хозяйской своре на подхвате. Прям один в один развитие украинского майдана.

Только в отличие от Дмитро Яроша (который, впрочем, изначально был в теме) Кёртис не скурвился, а помог устроить маленький армагедец, что привело к закономерной катастрофе и разрушению общества поезда. В общем, борьба за всё хорошее и против всего плохого - оказалась привела большинство жителей к полному писецу. Что подразумевает ещё одну истину: общество, как очень сложную систему, мало желать изменить – надо понимать: как это сделать, не разрушив его до основания. Украинские события показывают, что эта, в общем-то, банальная мысль оказывается доходит далеко не до всех. Именно поэтому великие революции удел немногих, прочие же, по большому счёту, обычные горлопаны, путь к созиданию которым закрыт по определению.

До шедевра фильм, в целом, не дотягивает, но в кои-то веке выполняет ту роль, которая была уготована для социальной фантастике: обыгрывать возможные варианты социальной эволюции общества.

Tags: Рецензии, Фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments