wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Рецензия: АБС «Трудно быть богом».

В связи приближающейся премьерой Алексея Германа на оное произведение, а так же разгоревшихся холиваров на тему творчества писателей – решил освежить впечатление о книге. В своё время «Трудно быть богом» (ТББ) мне чертовски понравилось. Да, я и сейчас считаю, что данное произведение является, если не идеалом, то, по крайней мере, достойным образцом фантастической прозы. Дело в том, что, по моему незамысловатому мнению, писать на сложные темы надо просто и в то же время интересно. В этом плане ТББ выше всяких похвал: отличная интрига, рельефные герои, хороший слог, а внутреннее наполнение… А вот с ним по прошествии лет оказалось не всё гладко, что, впрочем, закономерно.

Не удивительно, что мнение рецензентов по поводу книги существенно разошлись (фильм, я так понимаю, ещё никто не смотрел). И диапазон взглядов на творчество Стругацких крайне широк: от имперско-сталинского (!?) до либерально фашиствующего. И надо заметить, что поводов, в т.ч. в ТББ они подали предостаточно. Произведение с точки зрения внутреннего наполнения крайне противоречивое, что очень хорошо стало заметно, когда у меня сформировалась своя независимая онтологическая картина мира. Теперь ТББ для меня прекрасный образчик той каши, которая варилась в голове у среднесоветской интеллигенции, обладающей к тому же некоторой рефлексией.

Здесь всё в куче: и принадлежность к эпохе героических свершений поколения, хапнущего горя не понаслышке (блокада Ленинграда), и непререкаемая уверенность именно в свою правду, и при всём при этом постоянная истерика по поводу того – какими методами эти героические свершения были достигнуты, а так же постоянное внутренние самокопания советского/российского интеллигента. Отсюда и вытекает неоднозначный образ дона Руматы Асторского. С одной стороны, он ясно делит людей на интеллигентов правильных и быдло/остальной народ неправильных, с другой, как бы старается толкануть это общество к лучшему. К месту и не месту вспоминает фашистов (сказывает блокадничество), но, во-первых, понимание фашизма крайне мифологизировано, что в реальности приводит к, во-вторых, когда часть его взглядов кроме как нацистскими фашистскими сейчас и не назовёшь. Лично мне он и симпатичен, и омерзителен через раз. Такое вот новое прочтение классики.

На самом деле, ничего не ново под луной. Мы стали свидетелями рождения в СССР новой страты – советской интеллигенции. Которая возникла не просто так – это очередной эволюционный виток по развитию социосистемы. Благодаря индустриальному развитию, образование и непыльную работу смогли получить значимая часть общества. Можно сказать, что знания и связанная с ними работа – стали массовыми. А вот здесь стали возникать уже постиндустриальные противоречия. Во-первых, по старинке считалось, что образованный человек – это элита общества (в дореволюционной России образование это пропуск наверх общества); во-вторых, эти люди вполне идентифицировали себя относительно других общественных страт. В итоге за счёт массовости вступления образованных людей в общественную жизнь, собственно, эта образованность начала девальвироваться, а претензии на господство, хотя бы над умами – остались. А здесь ещё жёсткая цензура и идеологические шоры, да к тому же далеко не всегда светлое будущее строилось оными же методами, о чём старались не афишировать. Не в последнюю очередь на это сказался тот факт, что к середине века марксизм из владетеля умами стал превращать в пронафталиненный догмат, который просто не был в состоянии дать ответы на сложные вопросы, стоящие перед интеллигенцией. Что закономерно поставило последнюю перед фактом, что мир не правильный и его надо менять. Другое дело, что в 60-х ещё остался и задор народа-победителя, который трудностей не боится, и романтического взгляда на будущее, и веры в библейские коммунистические ценности, которые формировали дискурс тогдашней советской интеллигенции. И, конечно, понадобилось время, что бы этот позитивный настрой иссяк. Что закономерно вылилось в полное перекрашивание значительной части советской интеллигенции в постсоветский период.

Кризис советской интеллигенции носит несколько любопытных моментов в своём генезисе и трансформации. Как я уже сказал – он относится к постиндустриальной фазе, которая по ряду причин была инициирована в советском обществе слишком рано. Был создан высокий образовательный стандарт, который банально не нашёл применения в реальности, да и грешил различными огрехами в теоретическом наполнении. Это напоминает современную ситуацию, когда идёт перепроизводство юристов и экономистов в высших учебных заведениях. Амбиций у них много – только нафиг они не нужны на рынке труда. Тогда ситуация была не менее трагичная: людей объявили солью земли, а простора для реализации не дали. Почему не дали – тоже имеет несколько причин, которые далеко не все исходят из ошибок построения общества того периода. Начинался новый этап социоэволюционного развития человека, когда он, возможно, впервые в истории получил возможность развиваться без принуждения. Оказывается, что это далеко не для всех. Впрочем, это отдельная история, которая выходит за пределы произведения АБС.

Герой ТББ это классический советский интеллигент, завязанный под макушку знаниями и возможностями, но жёстко ограниченный в их применении. Чем не пародия на СССР и место интеллигенции в нём. Причём эти ограничения носят не только объективный характер, типа, запретов центра на активное вмешательство в туземные дела. Есть ещё субъективный фактор. Советская интеллигенция характеризуется повышенной рефлексией, направленной внутрь себя. Соответственно, мощные гуманистические начала Красного проекта она воспринимает через призму себя любимых. То есть любой негатив в действиях они сначала примеряют на себя, а потом транслируют на общество. Именно поэтому дон Румата безрукий, пока не сорвался с интеллигентной цепи. Он в шоке от предложения сотоварищей убрать дона Рэбу во избежание большей крови. Как человека ножиком пырнуть? Поэтому гори всё огнём – лишь бы у меня руки были чистыми. То, что этот незамысловатый метод сохранит массу других жизней – как-то проходит мимо него. Замечу, что когда главгерой оказался перед лицом собственных потерь (смерть Киры) – моральные принципы сразу ушли на второй план, а он банально сорвался и пошёл крошить убогих туземцев направо и налево. Гуманист, мать его за ногу.

Что же хотели сказать классики? Безусловно, как люди талантливые они в своём произведении намешали многое. Здесь обыгрывались и проблемы, связанные с гуманитарным наполнением советской интеллигенции, и грустная пародия на реалии СССР, и попытка решить нравственные вопросы через острый кризис реальности в произведении. И мне сдаётся, что авторы так и не увидели свет в конце тоннеля, что прослеживается по многим их произведениям. В конце-концов, старые и уставшие, они пришли к закономерному отрицанию идеи, в которую верили раньше. Но это потом, а пока в ТББ они сделали только пробный шар в ответы на мучающие их вопросы.

Что же касается ТББ, то учитывая количество противоречий, которые заложили авторы в повествование – можно ожидать продолжение лютого баттхёрта от переосмысления классики.

Tags: Рецензии, Фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments