wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Фэнтези vs Фантастики.



Просмотр «Игры Перстолов» навёл не любопытные размышления. Андрей Фурсов неоднократно упоминал, что расцвет фэнтези в конце 70-х годов подразумевал под собой специальные усилия фининтернационала по оглуплению населения развитых стран. Впрочем, это было не больше, чем небольшой фрагмент таких усилий, которые в основном пришлись на дезорганизацию системы образования.

Здесь мне думается, Андрей Ильич несколько перегнул палку, хотя его слова не лишены горькой правды. Фэнтези это осовремененная перелицовка сказки. Задача сказки не столь рассказывать о реальности – сколь в увлекательной форме задавать этические стандарты поведения для подрастающего поколения. Это один из элементов воспитательного процесса, идущего из глубины веков.

Поэтому фэнтези, как продолжение сказки, имеет несколько больше степеней свободы, чем, например, фантастика, которая как бы должна придерживаться логики научной картины мира, включая в неё и описываемые технологии, и социальное конструирование. И вот здесь начинаются любопытные моменты. Например, красивый, но малологичный мир «Звёздных воин» - это, однозначно, космическое фэнтези. Так как джедай, пусть и с лазерным, но мечом – это, безусловно, анахронизм, который, однако, вполне подходит для выстраивания этической картины далёкой-далёкой галактики. С другой стороны, мир «Игры Престолов», хоть и содержит чертовщину, но обладает хорошей жизненной логикой разворачивающихся событий. В этом плане произведение ближе к фантастике, хотя её и нельзя назвать канонической.

Получаем в итоге, что фэнтези/сказка упор делает на этику, а фантастика на логику разворачивающихся событий. Понятное дело, что фантастика этику вполне себе затрагивает и обязано затрагивать, но именно в свете логичности происходящих в произведении событий. В фэнтези/сказке допустимы нелогичные гиперболы, как, например, противостояние мистических сил, чьё происхождение никак не объясняется. В этом плане, конечно же, потоковая фэнтези начинает сильно проседать из-за погони за коммерческой выгодой, когда произведение пишется для развлечения «спинного» мозга читателя. Впрочем, современная фантастика это не более чем вариант того же фэнтези для «спинного» мозга в космическом антураже, или же совсем жуткий микс, где вурдалаки вполне себе уживаются с космолётами, а оборотни с боевыми лазерами.


Поэтому вполне возможно ввести термин поп-фэнтези и поп-фантастика, которые относятся к мусорной литературе, где нет ни логики, ни этики. В остальных, пусть и редких случаях, это вполне уважаемая литература, которая решает важнейшие общественные задачи. Например, тот же «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко вполне себе неплохая сказка для обывателя о том, что мир более сложен, чем дихотомия чёрное/белое. И слово обыватель здесь не ругательное, а констатация факта, так как таковых в обществе большинство, и ему как-то надо рассказывать о непростой ситуации в этике путём гиперболического противостояния Тёмных и Светлых Иных. Конечно же, эти истории вполне можно перенести на язык обычной прозы. Но хватит ли таланта, чтобы зацепить многочисленную публику? Ведь большим и малым детям проще воспринимать сказочное повествование. А так получилась по-хорошему захватывающая сказка о том, что Добро делать не просто, а наш мир это неустойчивое равновесие противостоящих в вечной схватке сил.

В общем, наличие хороших писателей в стиле фэнтези означает, что в обществе есть запрос на осознание этических проблем. Это хорошо, но для прогресса явно не достаточно. Хорошая фантастика означает интерес общества к будущему, к неизбежному развитию. Это переосмысливание тех проблем и вариаций, которым грозит такое развитие. Здесь этика присутствует в обязательном порядке, но как рефлексия этики будущего. В отличие от фэнтези, где этика не выходит за пределы современности - пусть и через антуражи прошлого или даже будущего.

Поэтому нет фантастики – нет будущего. Аналогия прямая, так как общество не заинтересованное в развитии, заметим, что внедрение «демократии» и увеличение потребления под эту задачу не канают – в будущее можно загнать только пинками. Не самый эффективный метод. Нет, кое-кого из персоналий только на пинках и можно загнать, но должен быть и пассионарный «движитель» социальной энергии масс. Вот правильная фантастика есть одновременно и отражение этого «движителя», и «горючее» для его «топки». Отдельным стоит вопрос: кто должен контролировать и направлять этот процесс. Особенно учитывая кривизну современного авторского права. Ясно одно, что если потуги фининтернационала по оглуплению масс, в том числе и через снижение качества популярной литературы, имели место, то должны быть произведены усилия в обратном направлении.

Tags: Будущее, Рецензии, Фантастика, Фурсов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments