wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Китай: Реформы по умолчанию ( Китайские коммунисты не раскрыли решений пленума)

Пока решения пленума ЦК КПК сложно назвать судьбоносным. Думается, что ситуация банальна: предложить что-либо действительно новое в нынешней неразберихе и сложно, и боязно. Это не означает, что Китай будет безропотно наблюдать за накатывающейся волной кризиса - другое дело, что совсем резких движений пока не предвидится. Будут делать то, что умеют лучше всего - выжидать. Что, думается, сейчас вполне разумно.


Четырехдневный пленум Центрального комитета КПК, объединяющего 373 самых влиятельных человека в Китае, завершился по-тихому. Государственное информагентство «Синьхуа» опубликовало итоговое коммюнике пленума после 19:00 по пекинскому времени, когда закрылись биржи в Шанхае и Шэньчжэне, чтобы сообщение не повлияло на рынок. Эта мера может оказаться вполне разумной: инвесторы пока не увидели в опубликованных данных ничего, что могло бы свидетельствовать о запуске столь необходимых КНР реформ.

Высокие ожидания от пленума объяснялись традицией: именно на третьем осеннем пленуме новое руководство КНР обычно объявляло о масштабных экономических реформах. Так было в 1978 году при Дэн Сяопине, так было и в 1993 году при Цзян Цзэмине. Многие ожидали, что таким же станет и третий пленум новой команды во главе с генсеком Си Цзиньпином. Ожидания подогревали и сами лидеры КНР, рассказывавшие о «судьбоносном характере» мероприятия как внутри страны, так и всем зарубежным гостям. Итоговый документ пленума, который должен содержать «дорожную карту» реформ, последние семь месяцев готовился в обстановке повышенной секретности под руководством ближайшего экономического советника Си Цзиньпина — главы аппарата центральной руководящей группы ЦК КПК по финансовым и экономическим вопросам Лю Хэ.

Однако вчера этот документ с длинным названием «Решение ЦК КПК по важному вопросу о комплексном углублении реформ» опубликован не был. Вместо него «Синьхуа» вывесило коммюнике с отражением итогов пленума. В длинном тексте, изобилующем штампами, кочующими из одного программного документа КПК в другой, крайне мало конкретики. Ориентиры будущей экономической политики Пекина вычитываются весьма смутно. Пока что можно лишь соотносить формулировки коммюнике с развернутыми предложениями, которые правительственные «мозговые центры» публиковали накануне пленума, прежде всего с докладом Центра по изучению вопросов развития при Госсовете, написание которого также курировал товарищ Лю Хэ (так называемая Программа 383).

Прежде всего в коммюнике отмечено, что партия намерена двигаться к «укреплению роли рынка в определении цены на ресурсы», а также в «правильном определении ролей рынка и правительства». Эти фразы можно толковать как курс на дерегулирование экономики, снижение административных барьеров, а также прекращение регулирования государством внутренних цен на сырьевые ресурсы (прежде всего — энергоносители). Кроме того, в «Программе 383» есть предложение перестать регулировать ставки по кредитам, чтобы облегчить частному бизнесу доступ к банковскому кредитованию и лишить госкомпании преференций в получении дешевых денег от госбанков. И эта реформа также может быть описана как укрепление роли рынка. Но напрямую об этом в коммюнике не сказано.

Во-вторых, в коммюнике говорится о намерении Пекина сделать более рыночным ценообразование на землю и дать крестьянам возможность получать справедливый доход. Эту фразу можно понимать как поддержку одной из ключевых реформ, которую предлагает Лю Хэ. Сейчас собственности на землю у китайских крестьян нет — они пользуются землей на правах долгосрочной аренды и не могут продать ее на рынке. Местные власти нередко пользуются своим правом конфисковать у крестьян землю с минимальной компенсацией, а затем дорого продают ее девелоперам. Эта схема служит источником для пополнения местных бюджетов (за уездами закреплено не так много налоговых источников), а также карманов коррупционеров, которые вступают с застройщиками в сговор. Неудивительно, что из свыше 100 тыс. массовых инцидентов, которые происходят в Китае каждый год, значительная часть — это восстания выгнанных с земли крестьян. Авторы «Программы 383» предлагают сохранить госсобственность на землю, но разрешить крестьянам продавать права аренды на свободном рынке — это выведет из схемы чиновников, а заодно позволит сельским жителям получать справедливую цену за свои наделы. По мысли реформаторов такая мера стимулирует переезд крестьян в города, где на вырученные деньги они смогут купить хоть какое-то жилье. «Программа 383» также предлагает отменить институт прописки, ограничивающий миграцию из деревни в города. В итоге продолжится процесс урбанизации, который стал одним из главных драйверов роста китайской экономики, а ряды китайского среднего класса будут потихоньку пополняться. В будущем это позволит стране жить не за счет экспорта и инвестиций, как сейчас, а за счет внутреннего потребления. Впрочем, будет ли скупая фраза из коммюнике развернута в эту подробную схему, пока неясно.

Наконец, опубликованный «Синьхуа» документ содержит примерные временные ориентиры реформ — основная их часть должна завершиться в 2020 году, когда Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян еще будут у власти (они начнут передавать посты преемникам в 2022 году). Для координации реформы в ЦК КПК будет создана отдельная руководящая группа — неформальный комитет ключевых чиновников экономического блока.

Еще одна новость касается уже внешней политики, о которой в коммюнике почти не говорится. В Китае будет создан совет национальной безопасности (эта идея обсуждается в Пекине не первый год). Полномочия и состав совета подробно не описаны. Скорее всего, совет будет представлять собой институционализацию руководящей группы ЦК КПК по внешней политике и безопасности (ее возглавляет Си Цзиньпин), полномочия которой в законодательстве четко не прописаны. Пока неясно, будут ли переданы в новый орган полномочия Центрального военного совета ЦК КПК — ключевого центра принятия военных решений.

Окончательная оценка итогов пленума будет зависеть от содержания «Решения ЦК КПК по углублению реформ», если его опубликуют (это ожидается в ближайшие дни). Расплывчатые формулировки документа или решение задержать его публикацию будут означать, что в руководстве Китая по-прежнему идет борьба вокруг реформаторского курса. Дело в том, что предложения Лю Хэ, пусть и поддержанные тандемом Си Цзиньпина и Ли Кэцяна, больно ударят по интересам многих элитных групп, прежде всего руководителей 117 госкомпаний, производящих 43% ВВП Китая и имеющих родственные и коррупционные связи в высших эшелонах власти.

Александр Габуев                                                                                                                                                                        Источник.

Tags: Китай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment