wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Непутёвая колыбель человечества-3: Общая оценка.



Начало здесь.

Может возникнуть вопрос: а что я, собственно, к Африке привязался? Ведь колониализм, глобализация?... Поэтому хотелось бы вкратце окинуть положение дел в других бывших колониальных территориях. Проблем хватает везде, но что иного ждать в период структурного кризиса существующей мир-системы, однако, в целом мы имеем весьма пёструю картину, где, скажем так, имеет место альтернатива.

В Азии можно наблюдать весь спектр развития: от «азиатских тигров» и нового претендента на мировую гегемонию (надеюсь, что все догадались) до погружения в пучину мальтузианской катастрофы в Мьянме и Бангладеш.

Южная Америка представляет такое же разнообразие: от экспериментальных моделей неолиберализма в Колумбии до христианского социализма Уго Чавеса. Даже в Центральной Америке, где национальные государства медленно, но верно прогибаются под напором наркокартелей – есть остров социализма – Куба, а в Никарагуа не сдаёт позиции Даниель Ортега.

И у беспокойных сынов Ислама проявлялся целый веер вариантов развития: от изрядного варварства до исламского «социализма» Каддафи, либерального варианта Мубарака и теологического индустриализма Ирана.

Даже у разнообразных папуасов безбрежного Тихого Океана всё как-то если не более цивилизованно, то, по крайней мере, благочинней. Единственно кто однозначно является лузером в гонке социальной эволюции – это аборигены Австралии. Являясь автохтонами данной территории долгое время, они не только не создали серьёзного цивилизационного задела, но, как подозревают ряд исследователей, начали процесс деградации, когда со временем социальная структура упрощалась. В любом случае, делают они это тихо и другим особо не мешают.

Так что ситуация в Африке сама по себе уникальная, что подразумевает потребность в ней разобраться.

Рептилоиды и выкрутасы эволюции.

В целом, есть разные мнения на этот счёт: от самых политкорректных, типа, негритосики такие же как мы, но что-то им в жизни не везет, до самых, что ни на есть – расистских. Начнём с последних.

Если верить в теорию о Палеоконтакте, которую лично я считаю вполне доказанной (см. ув. Архивариуса и А. Склярова), но весьма размытой и допускающей большую амплитуду толкований, то вопрос возникновения человека современного, как и, собственно, рас – процесс связанный с экспериментами «древних богов». Которые, во-первых, решали разные задачи; во-вторых, сами были разных рас, что привело к созданию такого разнообразия человеческих форм.

На мельницу этой теории льёт воду тот факт, что до сих пор наличествуют проблемы с поиском и идентификации переходных особей к человеку разумному. Второй момент: по ряду моментов человек разумный биологически слишком сильно отличался от своих предполагаемых прародителей: взять хотя бы возможность постоянного размножения, свойственную только ему из высших приматов. На этот счёт есть и чисто эволюционные теории, но, в целом, модернизация человечества «древними богами» как бы примеряет эволюционистов и креационистов. Действительно, в данном случае правы и те, и другие.

Что же говорят вирши древних на этот счёт?  

«Когда боги, как люди, работали и тяжело трудились, труд богов был изнурительным, работа была тяжела, они выбивались из сил». В "Атрахасисе" описывается, как «боги» взбунтовались против своего лидера Энлиля. Тогда вызвали с небес отца богов Ану, чтобы он принял участие в совете богов. И тогда бог Энки (известный также под именем Эа) предложил такое решение: "Пока здесь присутствует Богиня Рождения, Пусть она сотворит простого рабочего. Пусть он пашет землю, пусть он снимет бремя труда с богов!"


Энки совместно с Кадишту создают «человека» из глины, подмешивая «змеиные» гены

По большому счёту, что первый человек создан как рабочая сила, способная заменить «богов» на древних рудниках. Здесь может насторожить тот факт, что самые древние находки, которые можно связать с зачатками культуры, находятся в Южной Африке в Свазеленде – там, где сейчас разрабатываются обильные золотоносные жилы. Поговаривают, что рядом найдены и такие же древние шахты примерно такого же возраста. Но, во-первых, в Африке археология считается баловством, на которое серьёзные мужи не будут тратить своё драгоценное время; во-вторых, древние шахты являются признаком богатой руды, а посему начинают разрабатываться далее без промедлений. В итоге шороха много, а зачатки  древнейшей культуры на африканском континенте как-то не возбуждает ум, да и связать этот примитив с древней цивилизацией как-то не поднимается рука: уж, «древние боги» бы нашли чем вооружить вместо палки-копалки своих недобровольных помощников в целях ускорения добычи полезных ископаемых.

Есть и другие, чисто эволюционные, но идущие в разрез с современной научной парадигмой, теории. Так А. Тюняев считает, что каждая из человеческих рас развивалась отдельно и их пути от общего разошлись много раньше, чем считалось.

Анатолий Деревянко назвал его «денисовцем» – по имени пещеры, в которой остатки древнего человека были обнаружены. Академик утверждает, что потомками того денисовца стали сегодняшние азиаты малайской расы.

Здесь ещё можно заметить, что работы по изучению расовых отличий блокируются везде в современном мире, что погружает этот вопрос в серую зону догадок и домыслов, где каждый находит свой ответ в меру своей испорченности, но без шансов доказать истину.

Есть один любопытный момент. Чёрные считаются бездельниками, но на плантации в обе Америки гоняли именно «чёрное дерево», так как краснокожие для этих целей оказались не пригодны, а белых каторжников явно не хватало. Вряд ли бы клиперы деловых людей стали мотаться в Африку ради отъявленных тунеядцев. С другой стороны в Южной Африке много индусов, которых завезли на плантации с Индии, как более вменяемую рабочую силу. Типа, всё познаётся в сравнении.

В целом, на плантации негры вкалывать умели, а вот дальше? Думается, что пару-тройку поколений в гетто любой народ превратит в сборище тунеядцев (где в обычае три вещи: рэп, крэк и ни хрена не делать), но не каждый народ можно загнать в гетто.

Проблемы социальной эволюции.

Лично мне кажется, что если чернокожего поместить в иную среду обитания, оторвав его от своих цивилизационных корней, то он вполне успешно освоит базис новой культуры и её трудовую этику. А вот с группой товарищей этого не произойдёт – они обязательно найдут повод остаться в своей культурной среде, а она у чернокожих не способна к сложной самоорганизации.

Дело в том, что термин социальная эволюция подразумевает не только развитие и усложнение общественных форм существования людского социума, но и его биологическое развитие в соответствии с этими усложнёнными стандартами. Сейчас довольно сложно сказать: насколько две эти эволюции коррелируются между собой, ибо опять в действие вступает политкорректность, которая блокирует серьёзное изучение данной тематики.

Но здесь можно заметить, что само развитие человеческой цивилизации (как и её усложнение) шло через цепь катастроф, которые и приводили к данным положительным сдвигам. То есть человечество методом проб и ошибок прошло все существующие на сегодняшний день ступени «взросления». И не совсем понятно: можно ли их пробежать наскоро, не имея возможности пропустить через себя все нюансы этого процесса. Мне кажется, что проблема чернокожего социума в том, что все эти ступени не были пройдены в прошлом, а посему их социальный организм не может создавать и эксплуатировать сложные цивилизационные конструкции.

Например, ряд товарищей могут заметить, что социализм бы всё расставил на свои места. Так вот мои дорогие и хорошие: во многих странах от упоминаемой мною Эфиопии до Анголы такой эксперимент проводился. Ведь было время, когда мир был расколот на два лагеря: социалистический и капиталистический, а к тому же имелся влиятельный третий блок – Неприсоединения во главе с Югославией. В результате чего на страны третьего мира пролился поток щедрот, связанный с необходимостью усиления влияния в разных частях света. Пусть социализм был слабее и помощь могла прийти не всем, но хоть где-то должен быть произведён достойный задел.

Африка и социализм.


Во-первых, желающих осчастливить Африку социализмом введу в курс дела – в середине 20-го века львиная доля африканских лидеров, борющихся против колониальной зависимости – были в той или иной степени социалистами. Более того, африканскими интеллектуалами выделялся африканский подвид социализма, который не отрицал, собственно, марксизма, но пропускал его через сито «чёрного» менталитета:

Африканский социализм (а.с.) содержит некоторые элементы теории «негритюда», провозглашавшей общность всех африканцев. В А. с. бытуют также воззрения об «исконно социалистическом» характере первобытной африканской общины, со свойственными ей общественными отношениями, формами сознания, морально-этическими идеалами. «Африканские социалисты» (прежде всего Л. Сенгор) причисляют к буржуазии всех жителей африканских городов (в том числе и рабочих), а к пролетариату — всех сельских жителей. Крестьянство считается главным субъектом и объектом «социалистических» преобразований. Проповедуется концепция классового сотрудничества и единства африканцев на расовой и национальной основе. В сфере экономики «африканские социалисты» выступают за сохранение — наряду с государственной — кооперативной и мелкой частной собственности, равно как и крупных капиталистических предприятий. Все эти формы собственности должны органически сосуществовать. Не отрицается необходимость тесных связей с международным монополистическим капиталом. В сфере политики А. с. хотя и исходит из возможности развития в Африке плюралистической демократии, однако не исключает и однопартийную форму правления.

Так что социализм с африканским «лицом» был основным магистральным направлением для континента времён борьбы за независимость. Впрочем, были и более «просоветские» лидеры, которые готовы были строить социализм, ориентируясь на социалистический лагерь в силу своих идейных симпатий, где, думается, не последним мотивом выступала возможность получение помощи СССР. Посмотрим: каковы результаты на местах.

Про Эфиопию я уже писал, что не всё гладко было у Менгисто – тем более злой усмешкой выглядит тот факт, что «начало конца» связано с военным противостоянием с Сомали, где, вот сюрприз, был генерал Мохаммед Сиад Барре, объявивший курс на строительство социализма с исламской спецификой и то же под патронажем СССР. Драка двух союзников поставило СССР перед сложным выбором, который бел решён в пользу Эфиопии.

Или же Ангола, в которой после обретения независимости вспыхнуло этническое противостояние, которое поддерживали разные силы (МПЛА использует помощь регулярной кубинской армии, УНИТА — помощь ЮАР, ФНЛА — Заира). Как и прочие «социалистические» африканские страны Ангола не брезговала чужими территориями, вторгшись в 1977-78 году в Заир.

После крушение СССР ведущая политическая сила страны МПЛА переориентировалась на США. Гражданская война наконец-то завершилась (чему так же способствовала отмена апартеида в ЮАР) – казалось бы, страна вздохнула спокойно. И хотя в новостях с всякими гадкими событиями она не фигурирует, тем не менее, упорно держит первое место в мире по детской смертности (в среднем 178 из 1000 умирают в первый год жизни). И это при том, что Ангола нефтяное государство с самым быстрым ростом ВВП на африканском континенте (15% - о таком Россия может только мечтать!).

Резюмируя можно заметить, что практически во всех случая африканский «социализм» привёл лишь к перераспределению власти и богатства в сторону правящей верхушки, что во многом объясняет потерю интереса остального населения к данной формации.

В целом, используя матпомощь СССР или же успешно лавируя между блоками антагонистами, африканские страны вполне могли модернизировать свою экономику и предложить, хотя бы по континентальным меркам, свой проектный взгляд в будущее (какой был, например, у Кадаффи в Ливии). Да, такой проект мог быть сокрушён мировой олигархией и ТНК, что и происходит со многими независимыми государствами, однако, он бы показал на практическую возможность реализации его на чёрном континенте. В реальности этого не произошло, что ещё раз наталкивает на мысль: «может с воздухом там что-то не так?» Что подразумевает: Африка в будущем так и останется местом, где будет реализован режим управления извне. Возможно с заменой Неоколониализма на жёсткое Прогрессорство.

Впрочем, наработки такого Прогрессорства ещё не сделаны, так как этически не понятно, что делать с жуткой ебливостью чернокожей части населения, которая будет постоянно загонять страны континента в мальтузианскую ловушку. Даже, не страдающие от приступов гуманизма, современные неолибералы не очень-то представляют, что, собственно, делать с этой плодящейся массой. Так как, не смотря на тезисы о «золотом» миллиарде реально никто не хочет бегать и отстреливать излишек чернокожего населения. Скорее всего, будет сделана ставка на саморегуляцию, когда войны, болезни и высокая смертность автоматически будут корректировать численность населения на определённом уровне, что, впрочем, мы и видим на территории чёрного континента.

Tags: Африка, История, Социальная эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments