wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Непутёвая колыбель человечества-2: Другие варианты.

Начало здесь.

В принципе, история независимой Африки не начинается с ЮАР. В пик колониального господства империалистических держав на континенте оставалось два независимых государства: Либерия и Эфиопия.

Очень разные и непохожие страны, чью историю мы обязательно кратко пробежим. Но сначала я бы хотел окинуть общую картину исторического развития африканского континента. Считается, что Африка родина человека, в т.ч. и разумного. Здесь есть разные шероховатости, но придираться не будем – так как самая древняя культура (к которой слово культура, в принципе, уже можно отнести) так же находиться в Африке:

А вот дальнейшая историография африканского континента словно бы разрезана великой пустыней Сахарой. Всё что севернее величественно и обильно, но не входит в ареал чернокожего населения; всё, что южнее – скудно и незатейливо. Это в Центральной Америке и азиатчине европейские колонизаторы сокрушали колоссы некогда великих империй и народов, а в Африке южнее сахеля была смесь племён и народов, в лучшем случае объединённая в «раннее государство», которое ни в какое сравнение не шло с мощью «белых дьяволов». Впрочем, есть исключение: Большой Зимбабве. Вот у него с древними руинами всё в порядке:

Кто и когда построил эти сооружения до конца не известно. В конце-концов немногочисленные исследователи пришли к компромиссу, что сделали это местные негры в 12 веке от Рождества Христова, чтобы потом всё забросить. Ну, чем не теория? В общем, такая аномалия есть, которая, правда, ничего добавить, ни убавить не может в нашем повествовании. В целом же с классическим пониманием цивилизации у негритосиков, по европейским понятиям, было не очень.

В этом плане особенно интересны два независимых государства в период расцвета колониализма.

Либерия и Эфиопия.

Начну, пожалуй, с Либерии – как с наиболее несуразного государственного образования.

Дело в том, что его создали освобождённые негры-рабы с юга Соединённых штатов Америки ещё до начала тамошней гражданской войны. Уже тогда интеллектуальные умы белого общества волновала исключительная плодовитость чёрного населения и они, не без оснований, опасались, что белые со временем останутся в меньшинстве. А по сему тешились планами по высылке узбеков-гастарбайтеров чернокожих к себе в чуркистан Африку. Некоторым планам таки суждено было сбыться.

В 1821 году по инициативе ряда аболиционистских организаций США, которым негласную поддержку оказывал тогдашний президент Джеймс Монро, первая группа свободных негров прибыла на побережье западной Африки. В следующем году они основали город Монровия, в честь президента. Прибыв на родину предков, в Африку, негры из США повели себя совсем как белые колонизаторы. У местных вождей за различные товары типа зеркальцев и бус, общей стоимостью в 50 долларов, поселенцы купили обширную территорию, примерно половину нынешней Либерии. В последующие несколько лет прибыли еще несколько групп переселенцев, и в 1824 году территория, занятая ими получила название Либерия – «земля свободы». Впрочем, общее количество переселенцев не превышало несколько сотен человек. Большинство свободных негров в США не вдохновлялись лозунгом «назад в Африку» и предпочитали оставаться в Америке. Желающих переселиться в Либерию было совсем немного. Несмотря на высокий естественный прирост, через полтора века американо-либерийцев было около 70 тысяч человек, что не превышало 3% всего населения Либерии. 26 июля 1847 года Либерия была провозглашена независимым государством.

Джозеф Дьенкинс Робертс – первый президент Либерии

Образованные переселенцы с энтузиазмом стали строить новое общество по лекалам передового демократического устройства, принятого в США. Но… с учётом, кончено, южной специфики. У них был президент, парламент, в последствие конституция и банальное рабство, которое процветало ещё в середине 20 века. Понаехавшие были, типа, цивилизованные господа, автохтоны – черномазое быдло. Создаётся такое впечатление, что на африканском континенте что-то не то в воздухе – там все (вне зависимости от цвета кожи) стремятся стать колонизаторами.

Впрочем, в отличие от белых африканеров ЮАР и, не смотря на всё мыслимые либеральные законы в экономике, страна была бедна и уныла, так как основная выручка от экспорта природного сырья быстро утекла в руки крупных торговых игроков. Это только в мечтах йобнутых дебилов отмороженный либерализм в экономике может быть благо. В реальности это путь в рабство транснациональных компаний и монополий. По большому счёту, в Либерии была отработана стратегия неоколониализма, когда ресурсы из страны высасываются экономическими методами. Заодно это объясняет факт независимости маленького, но гордого народа от притязания великих держав того времени. А тем временем множились внутренние проблемы, за которыми в 1989 году последовала серия жестоких гражданских войн.

Повстанцы взяли штурмом Монровию, причем большая часть города была уничтожена. Президент Доу был захвачен мятежниками. Ему отрезали ухо и заставили его съесть, а затем после пыток убили.

Это было только начало войны. Теперь дрались уже решительно все племена и кланы страны друг с другом, так что количество воюющих сторон соответствовало этническому делению Либерии. В войне погибли сотни тысяч человек, треть либерийцев бежала из страны. Эта война привела к полному одичанию. Бойцы воюющих формирований стали практиковать каннибализм. Среди бойцов было много детей. Вообще в африканских войнах детей-солдат всегда широко использовали, но в Либерии количество детей с оружием было невероятным.

Правительство США под предлогом защиты своих граждан (а ведь многие американо-либерийцы обладали также и американским гражданством), ввело в территориальные воды страны военные и гражданские корабли. Несколько тысяч уцелевших американо-либерийцев были вывезены на свою историческую родину, в прежние рабовладельческие штаты США. Так закончился великий исторический эксперимент, начатый за 170 лет до этого американскими аболиционистами.

Так что оплот либерализма и независимости в Африке сейчас выглядит вот так:

Это, коллеги, конечно, можно назвать неким духовным поиском непонятой нами чуждой культуры, но мы, дикари-с, называем это просто: нигеры срут на общественном пляже в центре столицы. Так что про апологетику такой независимости лучше помолчать.

Несколько более традиционно и, я даже бы заметил героически, развивались события в Эфиопии, если бы не концовка.

Во-первых, эфиопское нагорье в силу географических обстоятельств контактирует и с нильской долиной, и с южным побережьем Аравийского полуострова, что обусловило включение этого региона и в среднеземноморский и переднеазиатский культурный котёл. То есть историю сие государство имело, как минимум, долгую.

Особенно же эфиопы отличились в борьбе за независимость супротив колониальных притязаний европейских держав. И хотя основным противником были итальянцы, которые вояки сами по себе хреновые, тем не менее, доблесть и упорство проявленные при Амба-Алаге и Адуа достойны для африканского воинства всяческих похвал. Не без помощи русских добровольцев, кстати. Или кто-то думает, что Африкой мы в серьёз заинтересовались только при Советах? В целом, на тот момент это была прогрессивная держава, когда при императоре Менелике II стоились дороги, появился телеграф и телефон, первая больница. Всё это было далеко до европейской лепоты, но вполне оптимистичное начало.

Однако в дальнейшем героика переросла в африканскую классику. Император Хайле Селассие стал одиозным императором, подсевшим на субсидии от США, что, впрочем, не спасло страну от голода в 1972-74 годах. Всё это вполне справедливо закончилось выносом его с престола. Власть перешла к группе офицеров-марксистов во главе с Менгисту Хайле Мариамом. С построением социализма и сменой стратегических партнёров на СССР, Кубу и Южный Йемен. Но тоже не прокатило. Правительство завязло в борьбе с сепаратистами, террором против лоялистов и «левых», экономика буксовала, а голод в 1984 году унёс жизни около миллиона человек.

После крушения СССР вынесли уже Менгисту. К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, по убеждениям марксистов крайне левого толка (что объясняет нелюбовь «левого» Менгисту к другим «левым» силам), начинавших как сторонники Энвера Ходжи, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор до своей смерти в 2012 г. возглавлял представитель этой группировки Мелес Зенауи, сперва в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

Впрочем, проблема Менгисту была не столько в том, как пишет Википедия, что он угробил экономику, сколько она не успевала за ростом рождаемости:

Табл. 1. Экономико-демографическая динамика Эфиопии в 1981-1991 гг

в 1981–1991 гг. Год

Экономический рост 1: суммарное производ- ство ВВП

Демографический рост: население

Экономический рост 2: произ- водство ВВП на душу населения

Подушевое потребле- ние продо- вольствия

в млрд между- народных дол- ларов 2005 г., в паритетах поку- пательной спо- собности

в % от уровня 1981 г.

в млн чел.

в % от уровня 1981 г.

в между- народных долларах 2005 г.

в % от уровня 1981 г.

в ккал на чел. в день

1981

21,76

100

35,8

100

607,85

100

1831

1986

22,50

103,4

42,1

117,6

534,24

87,9

1711

1991

24,47

112,5

49,7

138,7

492,85

81,1

1657

В общем, повышенная ебливость населения не оставила а-ля «левому» диктатору не единого шанса, так как банально загоняла страну в мальтузианскую ловушку. Его преемник, так же «левый» значительно более успешен в экономике, тем не менее, посмотрим на график:

При более высоком общем ВВП в 2007 году (почти в 1,5 раза превышающий аналогичный в 1991) - подушевое ВВП лишь сравнялось. Что показывает, что экономике этой африканской стране надо расти серьёзными темпами. Любая остановка развития (вне зависимости от причины) при столь же высоких темпах рождения – вызовет новую демографическую катастрофу.

Таков примерно обзор двух старейших из независимых держав на африканском континенте. Первая характеризуется просто полным писецом, вторая – барахтается на уровне мальтузианской катастрофы. И это я рассмотрел, типа, независимые страны, что говорить про чисто колониальные территории. Понятно, что после этого я скептически настроен к самостоятельному вставанию колен чернокожих стран африканского континента.

Впрочем, об этом в следующий раз.

Tags: Африка, История, Социальная эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment