wwold (wwold) wrote,
wwold
wwold

Categories:

Рецензия: 9-й район.

Более чем занятный фильм. Смотрел урывками, но с интересом, силясь уловить явные и скрытые смыслы. Было это не просто, так как «всё смешалось в доме Облонских». Поэтому рецензия родилась спустя некоторое время после просмотра фильма.

Чтобы понимать смысловые линии фильма – нужно знать и понимать историю страны, в которой этот фильм был снят. Это ЮАР, которую мы по старой привычке сопоставляем с апартеидом, которого там нет вот уже с 1992 года. И совсем не просто так его демонтаж произошёл практически сразу после крушения СССР. Иронией судьбы выглядит тот факт, что существование «белой» власти в этой стране зависело от СССР, который был основным антагонистом апартеида, и в то же время обеспечивал независимость ЮАР, как форпоста борьбы с коммунистическим движением. В общем, ЮАР стала первой «ласточкой» в новой мировой политике, когда после крушения СССР, западный проект начал сокрушать те независимые государства, которые обладали существенным экономическим/промышленным потенциалом и могли представлять пример альтернативной реальности. Правда, этот паровой каток до остальных стран Африки докатился спустя 20 лет, но первой страной, несомненно, была ЮАР.

Дело в том, что в Африке есть только одна страна, занимающаяся сейчас экспортом промышленного оборудования – это ЮАР. И это после разгрома, учинённого её экономике. А в бытность апартеида в стране были и ядерные технологии (в т.ч. бомба), мощнейший ВПК, передовая медицина, космическая программа. И всё это при лютейшей расовой сегрегации, когда большинство в стране составляли малоправные чернокожие. По большому счёту, в стране был реализован наглядный пример Высокого Неолиберализма с кастовой системой по цвету кожи. То есть вполне возможный пример для нашего будущего, где высокие технологии вполне сочетались с варварским социальным устройством.

Однако после гибели СССР относительно независимые игроки стали не нужны, богатейшие природные ресурсы заграбастали в свои мохнатые лапки транснациональные компании, а в социальном плане быстро навели свободу, равенство и братство, которое, увы, тоже не оказалось позитивным. Роли поменялись: раньше белое меньшинство угнетало чёрное большинство, теперь – наоборот. А проблема в том, что в отличие от белого владычества – чёрный контингент не смог предложить ничего толкового – банально проедая советское апартеидное наследство. Чем не злая усмешка судьбы! И если в других африканских бундустанах все беды сводят к проклятому колониализму и неоколониализму (и не без основания), то в ЮАР чёрному большинству досталась хорошо отлаженная экономика и мощная промышленность – существенная подмога в строительстве независимого государства. Только «не в коня корм» оказался.


Обратный апартеид: трущобы для белых в Коронейшен парк.

Впрочем, вернёмся к фильму. В основу сюжета был положен короткометражный псевдодокументальный фильм Нила Бломкампа «Выжить в Йобурге». С одной стороны главная мысль фильма вполне понятна: критика любых расо- и ксенофобских настроений. Я думаю, что Великий и Могучий Питер Джексон в качестве продюсера исходил из этого же постулата. И всё было бы просто, если бы не тот факт, что идея с инопланетными трущобами в Йобурге – есть жёсткая пародия на реальность. После отмены апартеида город буквально захватили чернокожие бабуины кочевники из саванн, превратив его в угасающие трущобы:

Ходит байка, что в начале фильма, где псевдодокументально интервьюировались обычные граждане на предмет своего отношения к инопланетянам, им про этот нюанс не предупреждали, а спрашивали про чернокожих сквоттеров Йобурга. То, что их ответы очень удачно наложились на канву фильма – всего лишь совпадение, не правда ли?)

Именно в такой постановке вопроса рождается жёсткий когнитивный диссонанс от сюжетных линий. Что это? Попытка политкорректного ханженства, когда главный герой вынуждено попадает в шкуру «моллюска» - дабы познать муки соседа по разуму или ужас перед осознанием того, что белые гетто – вот путь для проигравших? И не выглядит ли пародией бесплодные попытки как «нигерийской» мафии, так и «белых» исследовательских центров разобраться с инопланетными кунштюками через призму угасания научно-технического потенциала ЮАР в период чёрного антиапартеида?

А сам главный герой? Не ходячая ли карикатура на политику политкорректности и мультикультуризма? Склизкий офисный хомяк, полный двойных стандартов и противоречий. Он мечется и в страхе за свою жизнь, и в ужасе переступить запреты благоразумного и законопослушного гражданина общества. Нет, он не безнадёжен. Где-то глубоко внутри него сидит чувство, которое может стать ему опорой – любовь к жене. Без него – он банальный и скучный труп. С ним – он находит в себе силы сражаться вопреки своему статусному малодушию. Пожалуй, нигде так остро и жестоко не стоял вопрос о самоидентификации современного белого мужчины в условиях офисно-политкорректного болота – слишком уж далеко зашли необратимые процессы, слишком сложно стало вернуться к мужскому бытию.

А боевики из международной компании Multi-National United (MNU)? Злая ирония на лицо: белую власть в ЮАР свалили такие же белые из ТНК ради своих прибылей, растоптали понятие расовой солидарности, бросили белое меньшинство на выживание. Так и в фильме основные вороги ГГ не моллюскорылые инопланетяне, а свои бывшие коллеги – быстренько соорентировавшиеся и оказавшиеся, типа, на правильной стороне баррикады. Как здесь не разочароваться в жизненных ценностях?

А как чудно протроллили они сексменьшинства, когда по сюжету было объявлено, что Викус ван де Мерве — половой извращенец и после половых контактов с пришельцами приобрёл опасную и заразную болезнь. Так и до гомофобства легко докатиться? Куда смотрят правозащитники, геи и демократические журналисты?

Да и с политкошерностью как-то не особо вышло. «Моллюсков» пожалели, создали имидж терпил мучеников и страдальцев, но при этом резко обосрали нигерийцев, которые в южно-африканских раскладах, вот уж, действительно, никак не участвуют. Тем не менее, они и преступники, и каннибалы, а про женщин вообще молчу – типа трахаются с пришельцами. Нигерийцам-то за что досталось? А ведь даже не извинились перед народом Нигерии изверги!

А как трогательно «моллюск» Кристофер Джонс пытается свалить со сраной рашки Азании. Конечно, если спасение есть, то где-то далеко – в прекрасном Валиноре или на худой конец - на далёкой планете, а мерзкие аборигены пускай разбираются сами в своих проблемах. «Пора валить» - весьма знакомая смысловая конструкция, не правда ли?

Впрочем, Кристофера Джонса ещё можно понять – он пришлец, хоть и странный. Вроде бы по виду рабочая особь, а хитрожопый. А какие мысли у автохтона Викус ван де Мерве? Очень простые: вернуть всё назад в «добрые, старые времена». И «моллюск» Джонс это обещает, хотя лично мне трудно понять – какие у де Мерве могут быть «старые времена» после той бойни, которую он учинил над своими собратьями, и, о боже, над своей конторой?! Что скажут работодатели? Мля, да он там на три пожизненных и пять газовых камер заработал! И лучшего прикрытия, чем копаться на помойках со своими новыми «сородичами» - не придумаешь.

Впрочем, это современное поветрие – мечты вернуться в «старые, добрые времена». Им болеют все: и правые, и левые, и банальные обыватели. И это вместо того, чтобы исправить косяки и перекосы сегодняшнего дня и шагнуть в день завтрашний. Но это страшно и надо напрягаться, и даже, о боже, рисковать. А риск это не к политкошерному и мультизадроченному обывателю – это требует свободы воли, которую Л. Гумилёв называл пассионарностью. Но нет ни буйных, ни вожаков, а посему охота укрыться с головой от трудностей и задач современного мира в мирной и спокойной потребительской норке. В этом плане Викус ван де Мерве прекрасен.

В общем, далеко не банальный фильм с множеством потайных смыслов, которые, более чем уверен, не всегда догоняли сами авторы и, тем более, продюсеры, а заложили их в силу штампов и обстоятельств. В общем, и в следующий раз будет за что глазу зацепиться.

Tags: Африка, Жесть, Рецензии, Фантастика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments